Донецк Пятница, 03 мая
Культура, 05.09.2023 14:21

Как режиссёр из Мариуполя Леонид Луков снимал легендарные фильмы о Донбассе

История карьеры режиссёра картин «Большая жизнь», «Александр Пархоменко», «Два бойца» и «Донецкие шахтёры».


О том, как режиссёр из города Мариуполя снимал легендарные фильмы о Донбассе, 5 сентября рассказали в «Южной службе новостей». За свой долгий и тернистый путь Леонид Луков снял множество картин, которые получали всесоюзную славу и одобрение жителей Донбасса.

Уже в 12 лет юный мариупольский парнишка Лёня Луков начал работать. Мальчик носил коробки с кинолентами из одного городского кинотеатра в другой. Тогда Лёня не пропускал ни одного нового фильма, смотрел все картины по несколько раз и очень мечтал попасть в кино. Позже молодой человек окончил рабфак, работал корреспондентом в газете, но мечту о кино не оставлял.

И, наконец, 1927 году, когда Леониду Лукову исполнилось 18 лет, он начал свою большую карьеру в кинематографе в качестве сценариста. Увидев свою историю на экране, Луков определился со своей мечтой: он будет кинорежиссером. Вместе с Луковым в советский кинематограф пришли и шахтёры Донбасса.

Первым фильмом о регионе от Леонида Лукова стала картина «Итальянка», которую режиссёр выпустил в декабре 1931 года. Кино об участии комсомольцев в восстановлении угольной промышленности Донбасса не очень тронуло советского зрителя, но Луков понимал - это поиск своего стиля, своего языка. Тем более, что он уже нашёл свою главную тему - Донбасс и его люди.


Фото: информационное агентство «Южная служба новостей».

«Донбасс - край сильных людей, людей с красивой душой и великим сердцем», - говорил выдающийся кинорежиссёр Леонид Луков.

Именно эти люди и стали героем кинофильма «Большая жизнь», снятого в 1940 году. Картина сразу полюбилась зрителям. Особый успех имел этот фильм в городах и рабочих поселках Донбасса. На него шли целыми семьями, шли как на большой праздник, рассказывает краевед Лев Яруцкий. Образы, воплощенные на экране Борисом Андреевым, Петром Алейниковым, Иваном Пельтцером и прочими актерами советской школы, были узнаваемы. А сам сюжет, повествующий как добрый, но несколько непутевый парень, превозмогает себя при помощи, разумеется, коллектива, и становится полезным членом общества, надолго застолбил свое место в сценариях отечественных драматургов.

Именно в этой картине прозвучала шахтёрская песня №1 «Спят курганы темные». После выхода фильма эта композиция зажила самостоятельно - советские люди очень полюбили песню Никиты Богословского. В свой репертуар её включили артисты Марк Бернес, Валерий Золотухин, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон и Николай Расторгуев. Песня из музыкальной зарисовки шахтёрского быта со временем стала светлым символом советской эпохи.

Песня «Спят курганы темные» из кинофильма «Большая жизнь»:

Видео: информационное агентство «Южная служба новостей».

Во время Великой Отечественной войны Лукову пришлось эвакуироваться из страны вместе с Киевской киностудией. Находясь в Средней Азии, режиссёр понимал, что время требует других героев и совершенно новых тем, поэтому в Ташкенте Луков снимает сначала «Александра Пархоменко», а через год – «Двух бойцов». Оба фильма были тепло приняты и зрителем, и правительством.

«Первый, по просьбе представителей военного командования предложили срочно перевести на украинский язык для отправки его в партизанские соединения. Это было связано с немалыми трудностями, но задание командования выполнили в кратчайший срок, и уже летом 1942 года «Александр Пархоменко», по выражению зрителя, «громил гитлеровцев». А вторая кинолента - «Два бойца» - встала в ряд классики советского кинематографа», - отметили в информационном агентстве ЮСН.

Сразу после окончания войны Леонид Луков продолжил снимать кино о горячо любимом Донбассе. Уже в 1945 году на экраны вышел фильм о борьбе молодых жителей Донбасса с немецкими оккупантами «Это было в Донбассе». Далее кинорежиссёр начал работу над второй частью кинокартины - она была готова в 1946 году, но на экраны так и не вышла.

«Секретариат считает необходимым поставить вопрос об очень крупных недостатках в фильме «Большая жизнь», которые ставят вопрос о возможности его демонстрации на экранах. (…) Речь идет о восстановлении Донбасса после ликвидации немецкой оккупации. Здесь должны быть показаны соответствующим образом и люди, и их идейная сторона, и их работа. Ни того, ни другого в фильме нет.

Донбасс и его восстановление показаны, как будто бы речь идет не о восстановлении в 1945 или в 1946 годах, на том уровне, который достигнут нами в течение четвертой пятилетки, а восстановление Донбасса показано на том фоне и в таком виде, как будто речь идет об эпохе после окончания Гражданской войны или после окончания Первой мировой войны. Не тот Донбасс показан в фильме. Восстановление проводится не на основе механизации трудоемких работ, а на грубом физическом труде. (…) Люди, которые занимаются восстановлением, показаны извращенно. Это люди малокультурные, пьяницы, малопонимающие в механизации современной, это не те люди, которые сейчас там работают.

Второй крупный недостаток заключается в том, что в фильме неправильно трактуется отношение между государством и коллективом. [...] Да разве мыслимо восстановление Донбасса и какой-либо другой отрасли производства без организующей роли государства во всех предприятиях? Третий факт. Восстановление этой шахты начинается после того, как она была освобождена войсками Красной Армии. Восстановление началось до окончания войны. А шахтеры, которые участвуют в восстановлении, забыли о войне. Личному придано гораздо большее значение, чем общественному. ЦК ВКП(б) считает, что этот фильм нельзя на экраны выпускать», - отрывок стенограммы выступления советского партийного и государственного деятеля Андрея Жданова на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б).

Но самым страшным ударом для Леонида Лукова стал комментарий Сталина о картине. Услышав эти слова, режиссёр не могу вымолвить слова.

«СТАЛИН. Мы этот фильм смотрели, смотрели и первую серию. Она лучше, первая серия, хотя тоже вызвала критику. [...] То, что там изображено, это, конечно, не большая жизнь. Все взято для того, чтобы заинтересовать нетребовательного зрителя. Одному нравиться гармошка с цыганскими песнями. Это есть. Другому нравятся ресторанные песни. Тоже есть. Третьему нравятся некоторые рассуждения на всякие темы. И они есть. Любовные похождения тоже есть [...] О восстановлении тоже есть немного, хотя это фильм о восстановление Донбасса. [...] Что за восстановление показано в фильме, где не одна машина не фигурирует? Все по-старому. Говорят, что теперь фильм можно исправить. Я не знаю, как это сделать.

ЛУКОВ. Разрешите исправить. Это ошибки.

СТАЛИН. Это не ошибки. Мы по-разному понимаем дело.

ЛУКОВ. Разрешите все-таки исправить. Я делал первую серию, я сам из Донбасса. Я спутал эпохи, сейчас мне все ясно, разрешите мне исправить.

СТАЛИН. А скажите, вы способны исправить? Если можно будет исправить, исправляйте, пожалуйста. Но очень трудно будет, все надо перевернуть. Это будет, по существу, новый фильм», - диалог Сталина с кинорежиссёром.

Новый фильм о Донбассе Леонида Лукова, «Донецкие шахтеры», был чрезвычайно актуален для восстанавливаемого Донбасса. Сюжет картины, снятой в 1950 году, заключается в том, что на одной из передовых шахт испытывается новый угольный комбайн. Он оказался не вполне совершенным. Его конструктор Трофименко продолжает работать над улучшением агрегата. Почётный шахтёр Степан Недоля, молодой навалоотбойщик Вася Орлов, начальник шахты Горовой борются за внедрение новых, передовых методов труда.

В 1951 году фильм просмотрело 18,9 млн зрителей, в результате чего он занял 7 место по прокату в СССР. Песен в этом фильме тоже много. Одну из них называют гимном донецких шахтеров.

Гимн шахтёрам:

Видео: информационное агентство «Южная служба новостей».

«Фильм «Донецкие шахтеры» отличается высокими достоинствами режиссерской (Л. Луков) и операторской работы (М. Кириллов). Музыка композитора Т. Хренникова помогает более яркому и доходчивому усвоению содержания фильма.

Наряду с большими достоинствами в картине «Донецкие шахтеры» имеются недостатки. В целом от фильма остается впечатление некоторой «приглаженности». Слишком много праздничных эпизодов, торжественных обедов. Ниже общего художественного уровня фильма его заключительная сцена. В целом же картина «Донецкие шахтеры» - удачное произведение. В фильме убедительно рассказано о значении труда шахтера, показана забота партии о развитии угольной промышленности и её тружениках. Художественный совет не возражает против выпуска фильма на экран», - заключили специалисты Художественного совета Министерства кинематографии СССР по фильму «Донецкие шахтёры».


Фото: информационное агентство «Южная служба новостей».

К съёмке кино Леонид Луков вернулся после смерти Сталина. Но всесоюзной славы его фильмы уже не получили.

Луков умер в апреле 1963 года в возрасте 53 лет. После встречи со Сталиным кинорежиссер перенёс три инфаркта - причиной смерти Леонида Лукова стала сердечная недостаточность. В наше время на главном городском проспекте города Мариуполя стоит кинотеатр имени Леонида Лукова.

Владимир Щербаков

Больше новостей читайте в нашем Телеграм-канале

Написать в редакцию «Блокнот Донецк» и сообщить о вашей проблеме можно по ссылке
 

Новости на Блoкнoт-Донецк
Новости ДонецкДНРДонбасскинофильмыСталинВОВрежиссёрЛеонид Луков
0
0