Донецк Суббота, 23 ноября
Общество, 21.11.2023 09:44

Мы работаем ниже себестоимости: почему в Донецке много мусора, рассказала руководитель компании по вывозу бытовых отходов

Мы работаем ниже себестоимости: почему в Донецке много мусора, рассказала руководитель компании по вывозу бытовых отходов

Фото: гендиректор ЭК "Громада" Татьяны Шаповал (Блокнот Донецк)

Низкие тарифы, отсутствие нужных норм в законодательстве и высокие зарплаты коммунальщиков из Москвы стали причиной скопления мусора на улицах Донецка.


Последнее время в социальных сетях можно увидеть большое количество фотографий с переполненными мусорными баками. С чем связан несвоевременный вывоз мусора «Блокнот Донецк» рассказала гендиректор ЭК «Громада» Татьяна Шаповал.
Начиная с 2008 года в Донецке заработала компания по выводу бытовых отходов. Фирма быстро развивалась и уже в 2011 охватила 7 районов Донецка.

В 2014 году, когда начались боевые действия на Донбассе, компания по вывозу бытовых отходов продолжила свою работу. Ни отсутствие зарплаты, ни обстрелы и полная неразбериха не смогли заставить коллектив ЭК «Громада» разбежаться в поисках безопасности и лучшей жизни.


Фото: мусоровоз ЭК Громада на выезде (соцсети мусорной компании)

Фото: мусоровоз ЭК Громада на выезде (соцсети мусорной компании)


Но обстрелы были лишь вершиной айсберга. Коллектив компании по вывозу мусора в Донецке мужественно борется за свое существование все 9 лет и все это время в самый последний момент удавалось найти выход из ситуации. Однако, сейчас ЭК «Громада» вновь находится на сломе своего развития.

«В 2020 году, когда нам позволили повысить тариф на 30% мы смогли приобрети первых 5 новых мусоровозов, в 2021- 6 и в 2022 –еще 5. Всего: 16 машин. Это 50% автопарка. Смогли отремонтировать и мусорные контейнеры. Этого бы не получилось, если бы не граждане, которые стабильно и своевременно оплачивают коммунальные услуги. Так было в 2014 году, так остается и сейчас», - делится генеральный директор предприятия.

Фото: новые мусоровозы (соцсети ЭК Громада)

Фото: новые мусоровозы (соцсети ЭК Громада)

Собеседница призналась, что на момент приобретения техники большую роль сыграли, в том числе и финансовые вливания собственника компании, однако, на данный момент ресурс исчерпан. У предприятия накопились долги по налогам и оплате услуг, привлеченным к вывозу мусора компаниям, так как из-за дефицита кадров фирма не справляется с объемами работ. А дефицит кадров возник, в том числе, и из-за низкого тарифа на услугу.

Видео: генеральный директор донецкой компании по вывозу мусора о причинах возникновения проблем с вывозом отходов в Донецке


«Наша деятельность на сегодняшний момент регулируется тарифом. Мы не самостоятельны в этом вопросе. А тариф у нас находится сегодня на уровне 200 рублей за кубический метр, соответственно человек платит 38 рублей в месяц. Чтоб вы понимали, аналогичный показатель в Ростовской области - 650 рублей за кубический метр, а человек платит порядка 125 – 130 рублей. Это в три раза больше. Мы сейчас не просто работаем ниже рентабельности, мы работаем ниже себестоимости. То есть для того, чтоб обеспечить конкурентную среду для работы, которая прямо скажется на качестве, нужна финансовая составляющая. Ее на сегодняшний момент нет», - делится руководитель организации.

Тариф утверждается на уровне городской администрации, также есть определенные моменты, которые решаются на уровне Правительства ДНР, а именно республиканской службы по тарифам. Это целый алгоритм, который нужно пройти, чтоб поставить цену на услуги такой, чтоб можно было обеспечить кадровый потенциал и минимизировать кадровый дефицит. Пока из-за обстрелов и неустойчивой экономической ситуации местные власти не решаются на повышение стоимости услуг по вывозу мусора.
В итоге получился замкнутый круг. С одной стороны тарифы, которые невозможно повысить, а с другой- сотрудники, которым нужно платить хорошие деньги, за их тяжелый труд и риск для жизни

«Потихонечку люди начали выезжать за повышением уровня своего достатка семьями. Это стало началом дефицита кадров с середины 2021 года», - сказала собеседница.

Татьяна Шаповал рассказала «Блокнот Донецк», что признание Донбасса Россией стало для всех жителей региона значимым событием, но вместе с этим расширился рынок труда. Свою роль сыграло и начало СВО.

«Мы произвели увеличение заработной платы почти в 2 раза в ноябре 2022 года и этот же период пришелся на завершение мобилизации в Республике. После этого многие сотрудники семьями начали перебираться в более спокойные районы Донецка, а чаще всего в другие регионы РФ, где на тот момент зарплата была выше наших 45 тысяч рублей в месяц.

Для нас этот период ознаменовался значительным оттоком кадров. Он вырос с 30% до 50%. Это все на фоне того, что начиная с декабря 2022 по апрель 2023 у нас ежемесячно происходило повышение оплаты труда», - рассказывает гендиректор ЭК «Громада».

  Ситуацию усугубил приезд в ДНР коммунальщиков из других регионов РФ на восстановление Донбасса.

«Мы бы могли достигнуть и в этих условиях стабилизации ситуации, но для этого сотрудников нужно мотивировать зарплатой уровня наших московских коллег, которые приезжают к нам в город.Бригады, которые сейчас работают в Донецке, получают 150 – 200 тысяч рублей и это ни для кого не секрет.

Сегодня, у меня только в Киевском и Куйбышевском районе уровень зарплаты достигает 100 тысяч рублей. Но это не безопасные условия. Вот в августе месяце у нас машина подверглась обстрелу. И наш сотрудник, молодой водитель остался инвалидом. У него теперь нет руки. Один грузчик ранен, другой грузчик контужен. Техника в последнюю очередь, но тем не менее, это то, что мы закупаем за собственные средства», - делится Татьяна Шаповал.

Фото: водитель мусоровоза пострадавший при обстреле Донецка ( соцсети Алексея Кулемзина)
Фото: водитель мусоровоза пострадавший при обстреле Донецка ( соцсети Алексея Кулемзина)

Руководитель ЭК «Громада» с пониманием относится к тому, что граждане, которые своевременно платят за услугу, хотят получать качество и комфорт, однако, практика показала, что даже 100 тысяч рублей не всегда способны удержать специалистов на рабочем месте. Татьяна рассказала, что на днях из компании уходит водитель, который за работу на своем участке получал около 85 тысяч, но по его меркам эта зарплата не способна обеспечить его семье спокойную и комфортную жизнь.

Татьяна Шаповал с пониманием относится к этой позиции сотрудников, так как не знает в какую цену можно оценить руку, ногу или жизнь сотрудника, который ежедневно колесит по всему району под обстрелами.

Фото: сотрудники ЭК Громада (Блокнот Донецк)
Фото: сотрудники ЭК Громада (Блокнот Донецк)

«Были случаи, когда наши грузчики от осколков снаряда прятались за мусорными контейнерами.В этой ситуации не понятно, какая заработная плата должна выплачиваться водителям, чтоб он под обстрелами, в течении 8-9 часов мог находиться на улице. Он же не просто в помещении работает. Он работает на территории, 90 % которой ежедневно находится под ударом. Поэтому, только уровнем зарплаты сегодня мы сможем сократить отток людей», - делится руководитель мусорной компании.

Однако, описанное выше это не все критерии, которые влияют на быстрое скопление мусора в районах Донецка. По словам  Татьяны Шаповал в мае этого года народные контролеры своими глазами могли убедиться в том, что утром проезжает машина, собирает отходы, а уже к вечеру там же стоят переполненные контейнеры. Она добавила, что временной прогресс в 10 лет подразумевает пересмотр норм как таковых, однако, по настоящее время их не пересматривали.

«На сегодня мы имеем нормы отходов, насчитанные в 2011 -2012 годах и есть фактические нормы накопления. Ситуация с перенакоплением отходов на многих участках в частности в Буденовском, Пролетарском, Калининском, Ворошиловском и частично Ленинском связана с тем, что очень многие люди из обстреливаемых районов переезжают в менее обстреливаемые. Кроме этого очень много гостей сегодня к нам приезжает в город. Нормы накопления это не учитывают. Мы фактически работаем с довоенными показателями», - сказала собеседница.

При этом при всем организация по вывозу бытовых отходов находится в тесной взаимосвязи с городской администрацией. На днях администрация города передала 1000 пластиковых мусорных контейнеров. Также с их стороны было оказано большое содействие в привлечении бригад московского штаба в марте и апреле 2023 года, когда ЭК «Громада» не смогла справиться с объемами накопившегося мусора.

«Но это не решает проблемы стратегически. У нас был сбой в марте-апреле 2023 года, накопилось определенное количество мусора за пол года и за 2 месяца общими усилиями мы его ликвидировали. Но после этого мусор продолжает накапливаться по новой», - сказала гендиректор предприятия.

Ноябрь 2023 ознаменовался очередным авралом. Социальные сети пестрят фотографиями с переполненными баками и негативными комментариями. Правда, не все граждане знают, что новогодние елки, осенняя листва, спилы деревьев и строительный мусор после обстрелов – это неучтенный мусор, который по сути ЭК «Громада» вывозит на волонтерских началах, и нужно не забывать, что этот объемный мусор занимает не мало места в кузове мусоровоза.

Фото: мусорный бак в Донецке фото из жалобы (соцсети ЭК Громада)
Фото: мусорный бак в Донецке фото из жалобы (соцсети ЭК Громада)

«Есть норма вывоза коммунальных отходов, есть норма вывоза крупногабаритных отходов. Крупногабаритные – это те же бытовые отходы, размеры которых превышают установленные нормы. Это шкафы, мебель, унитазы. Что касается таких отходов как ветки, спилы, строительные отходы, листва, отходы после обстрелов, елки в новый год, это все не входит в утвержденные нормы накопления отходов. Это все не входит в оплату жителями услуг за вывоз мусора. Это излишки, которые мы по мере возможности вывозим где-то через месяц, а где-то и через пол года.Жители должны понимать, что это не входит в наши компетенции», - добавила руководитель экологической компании.


Фото:мусорная компания вывозит листву из Киевского района (соцсети Алексея Кулемзина)
Фото:мусорная компания вывозит листву из Киевского района (соцсети Алексея Кулемзина)

В завершении беседы генеральный директор ЭК «Громада» Татьяна Шаповал сообщила, что в скором времени ситуация с вывозом мусора в Донецке должна измениться в лучшую сторону.

«Начиная с апреля этого года была разработана программа поддержки для покрытия разницы между тарифом существующим и тем, который должен быть. Это должно позволить выровнять существующую ситуацию. Как это будет реализовано, пока не понятно. Однако, постановление Правительства уже принято и мы очень надеемся, что в ближайшее время ситуация выровняется по всем проблемным направлениям», - резюмировала собеседница.

Юлия Скубаева


Больше новостей читайте в нашем Телеграм-канале

Написать в редакцию «Блокнот Донецк» и сообщить о вашей проблеме можно по ссылке

Новости на Блoкнoт-Донецк
0
0