Приходит время нашей культуры: художник Владислав Степной меняет лицо и наследие Донбасса
Фото: предоставлено героем повествования
Читайте также:
- Батяня-комбат: первому Главе ДНР Александру Захарченко сегодня исполнилось бы 48 лет (26.06.2024 11:11)
- Лето и пулеметы: спустя год поход Пригожина вызывает больше вопросов, чем есть ответов (25.06.2024 09:28)
- Нас не запугать: молодежь Донбасса поддержала севастопольцев после трагедии на пляже (24.06.2024 14:44)
Пора изгнать из нашего сознания потребительскую псевдокультуру Запада и обратиться к исконно русским традициям.
Поколение, родившееся в 1980-е и позже, воспитаны в чуждой, насажденной Западом, культуре. Музыка, фильмы, тупые картинки в интернете. И тяга к удовлетворению низменных потребностей. Именно этот синтетический конструкт становится инструментом влияния из-за бугра. И нам, для того чтобы сохранить самих себя, нужно возвращаться к своим истокам – и настоящей, высокой культуре. Так считает донецкий художник Владислав Степной, известный жителям города своими патриотическими муралами. Корреспондент «Блокнот Донецк» встретился с мастером кисти и выяснил, что под его руками обретают краски не только стены, но и холст, кузовы автомобилей, и даже человеческие тела. Кроме того, он играет, поет и даже снимал фильмы с мультфильмами. Настоящий человек-оркестр.
На домах столицы Донецкой Народной Республики регулярно появляются патриотические муралы. Впрочем, мурал – неверное определение для этих высокохудожественных картин с глубоким философским подтекстом.
«Классический мурал – это работа баллончиками с краской, которая рисуется за день-два. Мы же работаем кистями, с проработкой деталей и насыщаем иллюстрацию нравственным посылом», – говорит Владислав Степной.
Кстати, Степной – это псевдоним.
«Степные люди всегда были сильнее. Ровно настолько, чтобы быть самодостаточными, как сейчас, так и потом, нас объединяет закалённый дух. Бесстрашные и крепкие могут выжить в открытом пространстве, не имея защиты леса или гор. Я родился в донбасских степях, и считаю, что они закалили меня», – отвечает художник на вопрос о происхождении псевдонима.
Что это за удивительный человек, превративший уличные рисунки в высокое искусство?
Предназначение создавать Искусство
Наш герой родился в греческом селе Стыла Старобешевского района. Настоящая его фамилия – Гумуржи. По словам Владислава, еще малышом он не мог заснуть без того, чтобы не порисовать:
«Мама давала мне бумагу, карандаш, я рисовал и только потом спокойно отходил ко сну, так что сразу стало понятно, кем я должен стать в жизни».
Владислав в детстве Фото: предоставлено героем повествования
Родители с радостью поддержали стремления сына и после девятого класса Владислав отправился покорять столицу, поступив в Донецкое художественное училище (сейчас – Донецкий художественный колледж). Там он сразу окунулся в творческую жизнь.
Помимо учебы художник активно сотрудничал с камерным театром «Жуки», располагавшемся в ДК им. Пушкина в Буденновском районе.
«Именно там у меня появилась заинтересованность в театре как отдельном виде искусства. Я стал художником-оформителем и несколько лет мы ставили спектакли. Мы погружались в эту атмосферу и создавали там Искусство», – рассказывает Владислав.
Художественная выставка Владислава в ДК им. Пушкина Фото: предоставлено героем повествования
Кстати, именно в ДК Пушкина в 2015 году прошла первая художественная выставка Владислава.
Попытка соединить культуры Востока и Запада
По окончании училища, в 2008 году наш герой поступил в Львовскую национальную академию искусств. Отправился он туда вслед за другом и соучеником из Горловки.
Во время поступления во львовскую Академию Фото: предоставлено героем повествования
По словам художника, уже тогда была заметно то, что в 2014 году спровоцирует гражданскую войну на территории Украины. Тонкой нитью прослеживалось отношение местных к гостям из Донбасса: «вы нам враги».
«Я на тот момент не обращал на это внимания. Мы общались с театралами, людьми искусства. Своей целью я видел в первую очередь стать соединяющим звеном между культурой востока и запада страны. С другом мы снимали вместе короткометражные фильмы и мультфильмы», – вспоминает художник.
«Его львовские друзья называли Влада «донецким быдлом». Делали вид, что в шутку, похохатывали, но в каждой шутке, как известно, только доля шутки…» – вступает в разговор супруга Владислава, Екатерина.
В попытке объединить две такие разные культуры донецкий художник предлагал организовывать совместные выставки и мероприятия, которые должны были подружить две половинки еще не развалившейся на тот момент Украины. Однако судьба сложилась иначе.
Позже друг Владислава там и остался, перекрасившись в желто-голубые цвета. И отказался возвращаться в родной край.
Чем ближе был 2013-й, тем больше нарастало напряжение между западом и востоком. Во Львове не было секретом, что многие «хлопцы» занимаются в «патриотических лагерях» где-то в лесах. Никто не говорил, что это были за лагеря, но сейчас, задним числом, становится ясно: тогда шла подготовка боевых единиц. Впервые в деле мы их увидели на «майдане», убивающих правоохранителей. Позже это зверье оформилось в различного рода нацистские подразделения типа «Правого сектора»* и «Азова»** и отправилось убивать уже людей Донбасса.
«Я прошлое уважаю» Фото: предоставлено героем повествования
При этом художник не считает, что вправе мазать одной черной краской всех жителей западной Украины:
«Были люди, которые относились ко мне действительно хорошо. Были те, которые похуже. Но я прожил там несколько лет, и это мое прошлое. А я прошлое уважаю. И уверен, что там остались адекватные люди. Только они вынуждены молчать».
Предложение под грохот снарядов
В 2008 году, незадолго до отъезда во Львов, Владислав познакомился со своей будущей женой Екатериной. Любовь оказалась такой сильной, что девушка отправилась на запад страны вслед за ним.
Выпросив командировку в Ивано-Франковск, она отправилась на другой конец страны ради того, чтобы быть поближе к любимому.
С Екатериной Фото: предоставлено героем повествования
«Ивано-Франковск недалеко ото Львова, и так мы могли видеться хотя-бы по выходным», – рассказывает супруга художника.
Так продолжалось до 2011 года, пока Владислав не закончил учебу и семья не вернулась в Донецк.
Пребывание в еще одном оплоте бандеровской идеологии (после Львова в этом вопросе на втором месте как раз Ивано-Франковск), оставило не самые приятные воспоминания у Екатерины.
Во время росписи Фото: предоставлено героем повествования
«При всей нелюбви к нам, людям с востока, эти ребята крайне продажны. Как только я приехала туда, отношение было не лучшим. И мгновенно изменилось, когда выяснилось, что я привезла им денежку. Они тут же стали меня любить. Так что за деньги они пойдут на все. И на «майдане» они скакали не только из любви к Бандере, но и за зеленый бакс», – констатирует Екатерина.
Позже, когда на Донецк стали ложиться первые украинские снаряды, Владислав поехал делать предложение Екатерине.
«Мы уже знали, что будет война. И поэтому, пока я жив, я должен был сделать предложение. Катюша отказала, однако вскоре сделала мне предложение сама», – рассказывает художник.
От ванн до мотоциклов
Отучившись и вернувшись в родной город, художник открыл студию аэрографии. И стали в Донецке появляться эксклюзивные автомобили-львы и «огненные» мотоциклы.
Этим «зверем» восхищались дончане Источник: ВК: Владислав Степной
Тогда посыпались заказы из кафе и зон отдыха по оформлению стен и интерьера. Из необычных сотрудничеств – оформление ванн. Тех самых, для купания.
Зона отдыха в одном из частных домов Донецка, расписанная Владиславом Источник: ВК: Владислав Степной
Еще одной сферой реализации художественного таланта стали татуировки.
Когда холст – человеческое тело Источник: ВК: Источник: ВК: Владислав Степной
И все, вроде бы, шло хорошо, но наступил 2014 год.
И кисть, и дубина
Киев уже полыхал, а Донбасс продолжал работать.
«Культура у нас такая, мы работаем. И нашим людям не было дела до театральных постановок (а «майдан» был именно постановкой, спектаклем) на киевской площади.
Мы же с Катюшей занялись изучением истории и сравнением предыдущих «цветных революций» с происходящим на тот момент. Стало очевидным: к нам идет война и нужно что-то делать, пока не поздно», – рассказывает Владислав.
К тому моменту, когда здесь появились первые «майдауны» Катя и Влад уже были морально готовы. Они были одними из тех, кто первыми влился в организованный протест для того, чтобы пресечь появление в Донецке такой же завезенной толпы радикалов из западной Украины, как это уже произошло в Киеве. Недобрым гостям готовились дать отпор.
Первое серьезное столкновение произошло на площади Ленина. Тогда, никогда в жизни не дравшийся художник, сменил кисть на палку и отправился защищать родной город.
Набросок художника Ильи Досолова «Владислав с палкой на площади Ленина». Изображение предоставлено автором
«Завезеныши стояли толпой. По краям выстроились женщины и дети. А внутри были крепкие парни, с арматурой, цепями и газовыми баллончиками. Нас не учили драться в лесах под Лембергом, но мы смогли дать им отпор.
С тех пор несколько человек обязательно оставались на площади Ленина. Следили за чистотой, уж очень не хотелось быть похожими на майдановских скакунов, устроивших в центре Киева гигантский свинарник», – вспоминает художник.
Попутно Владислав занимался татуировками, а заработанные деньги носил в общую «антимайдановскую» копилку.
Наброски времен Антимайдана, сделанные на площади Ленина. Изображения: предоставлены героем повествования
И хотя дубина была под рукой, о карандашах он тоже не забывал. Ночами, сидя на лавочке, художник рисовал защитников, пришедших на площадь и свое видение происходящего.
Позднее, когда было занято здание Облгосадминистрации, супруги пытались рассказать дончанам через листовки, а всему миру через интернет, о том, что на самом деле происходит в Донецке. Кроме того, принимали участие в организации и подсчете результатов Референдума, определившего дальнейшую судьбу нашей Республики.
Краски и холст – моя артиллерия
Донецк уже был под обстрелами. Своей задачей художник видел в первую очередь необходимость рассказать людям, о том, что происходит и поддержать сопротивление нацизму – с помощью искусства.
«Ужин с Левиафаном» 2014 г. Картина, преисполненная глубоким смыслом, написанная под влиянием госпереворота. Подробнее о том, кто и почему на ней изображен, можно почитать тут. Источник: ТГ-канал Владислава Степного
«Моим оружием стала кисть и карандаш. Я ездил по блокпостам, рисовал ребят, которые там стоят и дарил им портреты. Я рисовал сцены сражения, распространяя их в интернете и на выставках. Бывали, впрочем, и забавные случаи», – усмехается Владислав.
Картина, посвященная боевым действиям в Донбассе. Источник: ТГ-канал Владислава Степного
Однажды ему позвонили и попросили «улучшить» машины ОБСЕ. На тот момент в Донецке сидели иностранцы, которые должны были способствовать прекращению огня, но на деле лишь шпионили на киевский режим.
ОБСЕ показали, кем их видят дончане Источник: ТГ-канал Владислава Степного
Под устроенный возле места дислокации ОБСЕ митинг Владислав очень символично и даже со смыслом обозначил на дорогущих автомобилях всю суть того, что представляет собой эта «мониторинговая миссия»: жадный до доллара, слепой предатель.
«Комплимент» иностранцам Источник: ТГ-канал Владислава Степного
Митинг вышел на славу: дети рисовали на асфальте, художник рисовал на машинах, слепо-глухо-немая миссия рвала волосы во всех доступных местах, а киевский режим заочно осудил Владислава на 15 лет тюрьмы. Более подробное описание тех событий от лицы художника можно почитать здесь.
Дракон на гусеницах
Среди уникальных проектов, выполненных художником, нельзя не выделить разукрашенную аэрографией самоходную артиллерийскую установку (САУ) «Гвоздика» по прозвищу «Горыныч».
Среди клиентов Владислава на татуировку оказался командир САУ. В ходе выполнения заказа он рассказал, что у его боевой машины прозвище «Горыныч» и было бы забавно нарисовать на ней дракона. Художник так проникся идеей, что предложил нанести на боевую машину аэрографию бесплатно. Командование попрепиралось, но все же разрешило нанести рисунок при условии, что «дракоша» будет в цветах хаки.
«Гвоздика» стала «Горынычем» Источник: ТГ-канал Владислава Степного
Примерно неделю прожил художник в ангаре одной из частей. Во время обстрелов – прятался в том же «Горыныче». А когда закончил работу, благодарный экипаж посвятил его в артиллеристы.
Дракон на боевой машине Источник: ТГ-канал Владислава Степного
Выпущенный на волю «Горыныч» быстро стал легендой части и талисманом экипажа. Вышестоящее руководство неоднократно требовало «закрасить безобразие», но бойцам удавалось отстоять свой символ.
«Горыныч» Источник: ТГ-канал Владислава Степного
После 2018 года ни о судьбе эксклюзивной «Гвоздики», ни экипажа ничего не было известно. Лишь позже появились сведения, что САУ стоит в одном из отстойников военной техники на Донбассе.
Донести мысль широкой аудитории
Самая известная сторона деятельности Владислава – муралы. Именно они стали его визитной карточкой не только для дончан, но и для жителей всей России.
Муралы – «визитная карточка» Степного Фото: Алексей Руцкой
Настенная живопись, уверен художник – лучший способ донести идею. Графические работы в интернете, художественные выставки, это, конечно, хорошо, но затрагивают они минимум людей. А вот мурал на стене, как будто бы обращается к каждому мимо проходящему. Разумеется, их появление освещается в СМИ, а в Сети многократно дублируется.
Настенная живопись – лучший способ донести идею Источник: ТГ-канал Владислава Степного
«Муралы – это то, что можно увидеть своими глазами, прочувствовать, сфотографироваться рядом. Бывало, во время работы проходящие мимо люди обращались с просьбой разрешить порисовать кистью, чтобы «приложить руку» к будущей картине. Дончане очень воодушевленно относятся к появлению новых рисунков. Бывало, во время работы нам предлагали деньги. Мы отказывались, но горожане настаивали: «Нет, я хочу вложиться в эту картину», – рассказывает Владислав.
«Азовсталь» и розы
Мало кто знает, что первая настенная работа художника, посвященная патриотической тематике, была не в Донецке, а в Мариуполе. В марте 2023 года, к годовщине освобождения города, на чудом уцелевшем участке забора «Азовстали» появилась надпись: «Мариуполь тоже наш».
Первый патриотический мурал Фото: предоставлено героем повествования
Мариупольский мурал – просто стилизованная надпись, выполненная вместе с ассистентом Ильей Досоловым. Но это было лишь начало, искусство обязано развиваться, уверен Владислав и именно так и произошло.
Иллюстрация сурового донецкого характера… Фото: предоставлено героем повествования
Следом появился мурал «Шахтер» на проспекте Ильича. Он уже более детален: суровый мужчина в каске в окружении роз на фоне надписей «Донбасс». Примечательно, что вместо налобного фонаря у него тоже роза.
…и роз, символа Донецка Фото: предоставлено героем повествования
С другой стороны здания изображен типичный индустриальный для Донецка пейзаж: завод, проходная, на первом плане – розы. И надпись: «Весь мир – Россия, а сердце в нем – Донбасс».
Картины посвящены возвращению Донбасса в Россию.
В живописи не только девушки
Следующие три мурала стали гораздо менее суровыми и куда более теплыми, и по цветонасыщению, и по атмосфере.
Первый «девичий» мурал Фото: предоставлено героем повествования
Ко Дню народного единства в 2023 году на проспекте Богдана Хмельницкого (напротив бывшего «Латинского квартала») появилась русая красавица в венке. На заднем фоне художник символически изобразил новые регионы в виде крыльев.
Надпись говорит сама за себя: «Единство там, где Россия».
Дончане восприняли иллюстрацию, как историю любви Фото: предоставлено героем повествования
Белокурая девушка обнимает бойца в каске с шевроном ДНР. Картина будто согревает улицу Постышева, где она находится, своей любовью. Иллюстрация посвящена десятилетию Донецкой Народной Республики. По словам автора, девушка олицетворяет Россию, обнимающую военнослужащего-дончанина.
Посвящение 10-летию Республики Фото: предоставлено героем повествования
Хотя чем-то картина напоминает многочисленные видео возвращений с фронта бойцов СВО, которых встречает любимая. Потому дончане, не знающие замысла автора, воспринимают иллюстрацию, скорее, как историю любви.
На последнем и самом крупном из написанных на данный момент муралов, расположенных напротив Спасо-Преображенского собора, еще одна красавица по замыслу Владислава, она олицетворяет ДНР, которая встречает Россию. Подробно мы писали об этом мурале здесь и здесь.
Красавица встречает Россию Фото: предоставлено героем повествования
Мало кто знает, что изначально «Дончанка» должна была быть написана совсем в другом месте. Согласно первому замыслу, она должна была располагаться по улице 50-летия СССР, возле храма Иоанна Воина. Уже велись подготовительные работы, однако обстоятельства сложились так, что картину пришлось перенести. Наверное, к лучшему. Все-таки улица Артема гораздо более оживленная и шедевр мастера увидит гораздо больше горожан.
Так могла выглядеть «Дончанка» на том месте, на котором планировалось изначально Изображение: предоставлено героем повествования
Примечательно, что на большинстве картин как элемент оформления используются розы. В этом тоже есть свой символизм – ведь Донецк в советское время называли городом миллиона роз. Сейчас, увы, от былых розариев остались одни воспоминания, но художник будто бы намекает на необходимость возрождения «визитной карточки» нашего города.
Красноречивая фраза Президента заставила напрячься всю Украину Фото: предоставлено героем повествования
Белокурая красавица, по словам Владислава – собирательный образ русской девушки. Так художник доносит до зрителя еще одну мысль: наш прекрасный пол – самый прекрасный. И мужичинам нужно любить и ценить своих женщин.
Собирательный образ русской девушки Фото: предоставлено героем повествования
Ставим на Аполлона
На вопрос о видении своего предназначения и жизненной задачи художник отвечает не колеблясь.
«Это не задача, а сверхзадача. Необходимо донести культурный код нашей родины до людей. Распространять его в противовес заполонившей наши умы западной «жвачке».
Я ведь тоже вырос в среде, характерной для начала XXI века. Музыка, фильмы, картинки в интернете. Но в 2014 году мне стало понятно, что наша культура незаслуженно забыта, при том, что западная пошлятина водружена на постамент. Это необходимо менять.
И своей задачей я вижу распространение и популяризацию нашей хорошей, светлой культуры», – говорит художник.
Художник в студии со своими картинами Фото: Алексей Руцкой
По словам Владислава, существует два культурных начала: Аполлоническое (солнечное, основанное на гармонии и порядке) и Дионисическое (темное, иррациональное, в основе – вседозволенность и хаос). Западная культура – практически полное воплощение второго. Подробно об этом можно почитать здесь.
С другом и напарником Ильей Досоловым на фоне бюста Аполлона. Фото: Алексей Руцкой
И только в силах художника попытаться возродить популярность Аполлонического начала: классическую живопись, искусство, ставящие перед людьми высоконравственные цели и задачи.
Именно поэтому донецкая настенная живопись – это не муралы в классическом понимании. Обычно они рисуются баллончиками с краской, аляповато и быстро. На стенах Донецка же – полноценные картины, которые пишутся кистями, а композиция и детали выверяются заранее.
«Я очень надеюсь, что это иллюстрирует не только нашу культуру, но и донбасский характер. Если мы беремся за дело, то все будет сделано качественно и основательно», – подчеркивает Владислав.
«Музыка должна писаться, как сердце должно стучать»
Творческий человек проявит себя в любом направлении. И наш герой не исключение. В 2016 году Владислав собрал деткор-группу «БИÓЛИК», где он сам выполнял роль вокалиста. Ребята играли тяжелую музыку и, по словам художника, тот период стал для него важным опытом и ступенью роста.
В роли вокалиста. Фото: предоставлено героем повествования
К 2018 году, записав несколько песен и дав ряд концертов, группа прекратила свое существование. Теперь Владислав пишет электронную музыку и сам же ее играет.
«Музыка – главное в жизни человека» Видео: Источник: ТГ-канал Владислава Степного Видео, свет, монтаж – Илья Досолов.
«Еще в Древней Греции музыку считали главным искусством. Для меня та страна и тот период – воплощение идеала, планки, к которой необходимо стремиться. У меня нет музыкального образования, но я пишу музыку для себя. Музыка должна писаться, как сердце должно стучать», – уверен художник.
Планов громадьё
Владислав Степной уже вошел в историю. Его след в Республике и ее столице остался на года, если не десятилетия. Однако останавливаться он не собирается.
Кисть на пенсию не собирается Источник: ТГ-канал Владислава Степного
«Планов громадьё. Будут новые муралы и в Донецке, и в республике. Пока что эту информацию оглашать не стоит, пусть будет приятный сюрприз», – улыбается Владислав.
Ждет своего часа и новое кресло для татуировок. Но муралы важнее, уверен художник.
Кресло для татуировок ждет своего часа Фото: Алексей Руцкой
«Расписывая стену, я обращаюсь ко всем. Это моя трибуна и мое место в жизни!», – резюмирует мастер кисти.
Алексей Руцкой
*Правый сектор. Украинская организация признана террористической и запрещена на территории России.
**«Азов». Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» (другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов») запрещено на территории России.
Больше новостей читайте в нашем Телеграм-канале
Написать в редакцию «Блокнот Донецк» и сообщить о вашей проблеме можно по ссылке