Общество,
05.10.2023 13:13
Раненые учителя, погибшие семьи учеников, разрушенные классы: история прифронтовой школы Донецка из уст директора
Читайте также:
- В ДНР упростили механизм получения выплат компенсаций за поврежденное боевиками ВСУ жилье (05.10.2023 11:54)
- Жителям ДНР можно не торопиться с регистрацией права собственности на недвижимость (05.10.2023 15:16)
- Нижегородская область отремонтировала центральную улицу Золотаревки: начинается восстановление подходов к селу (04.10.2023 18:19)
Директор прифронтовой школы Донецка рассказала, как учителя продолжают спасать родное учреждение, несмотря на разрушенные 9 лет назад стены здания.
Обстрелы Донецка начались в 2014 году и продолжаются по настоящее время. Петровский район города один из самых обстреливаемых. Здесь есть улицы, виды которых больше похожи на кадры из фильма «Сталкер». Но все же люди продолжают здесь жить, работать, учиться и мечтать о светлом будущем.
Специально ко Дню учителя, корреспондент «Блокнот Донецк» пообщался с директором школы №106 Петровского района Донецка Яной Балак. О том, как она стала педагогом, как школа пережила АТО, начало специальной военной операции, и как учителя продолжают работать несмотря ни на что, в откровенном интервью с директором.
Школа № 106 пережила ВОВ, но не 2014 год
В школе № 106 прошли детство и юность Яны Балак. А сегодня она вместе со своим небольшим коллективом в 16 человек считает делом чести спасти школу от закрытия. Как старого педагога, школу пытаются списать. Только если учителя отправляют на пенсию, то школу может ждать полная гибель – снос здания до основания.
Школа № 106 была построена в 1936 году. Она пережила Великую Отечественную войну, а вот 2014 год стал для нее летальным. Бесконечные обстрелы, неоднократные прямые попадания в крышу здания. Ее стены изранены осколками снарядов, окна выбиты, вместо крыши – небо, но есть то, без чего человек – не человек, у нее осталась душа, коллектив, который всеми силами вытаскивает школу из комы.
Фото: личный архив Яны Балак
Спасти родную школу
Директор школы Яна Балак бьется за сохранения своей родной школы. Ведь еще недавно, она была маленькой девочкой, которая училась здесь. Училась и мечтала.
«Школа меня привлекала всегда. Учительницей мечтала стать еще в детстве. Я усаживала кукол, раздавала им тетрадки, что-то писала за них, а потом красной ручкой вносила исправления, ставила оценки.
Фото: личный архив Яны Балак
Профессия учителя мне казалась динамичной, творческой, разнообразной. Я закончила девятый класс с отличием, но вместо того, чтобы продолжить обучение, резко и внезапно даже для себя, приняла решение поступить в педагогический колледж», - делится Яна Балак.
Воспитывалась наша героиня в классической для Донбасса семье. Мама работала воспитателем в детском саду, а папа – шахтером. Родители поддержали выбор дочери. Девушка закончила колледж с отличием. Там было много практики, и она с большим интересом поглощала знания.
Фото: личный архив Яны Балак
«Многие мои однокурсницы, когда началась практика, принимали решение, что педагогика не для них. А вот мне очень нравилось. Я с удовольствием поглощала все знания и получала навыки. Мое первое место работы – детский оздоровительный лагерь. Там я получила свой первый педагогический опыт. Было очень интересно», - рассказывает собеседница.
Фото: личный архив Яны Балак
На смену колледжу и практике в летнем лагере пришли будни в школе №86, где Яна начала обучение детей английскому языку. Там она проработала два года, после чего ушла в декретный отпуск. Выйдя из него молодой, но уже опытный педагог узнает о том, что есть вакансия в родной 106-й школе, с которой у Яны были связаны теплые детские воспоминания.
«Я хотела работать в своей родной школе. И работая в школе №86, я периодически узнавала, есть ли в моей школе вакантные места. И однажды мне улыбнулась удача. Чему я очень рада», - рассказывает героиня.
2014-й год унес жизни и спокойствие в Петровском районе Донецка
«2014 год – это что- то страшное. Это страшные воспоминания про Майдан и события в Одессе. Когда все только начиналось, мы не хотели верить в то, что будет что-то ужасное. Мы гнали от себя эти мысли.
В один из дней мы вместе с родителями учеников спокойно, не подозревая ни о чем плохом, стелили линолеум в классе, как вдруг, неожиданно, начался обстрел. Я очень испугалась. Помню, как бежала куда-то, даже не помню куда. Муж меня подхватил на машине и увез в безопасное место.
Фото: личный архив Яны Балак
А в мой класс, в этот день прилетел снаряд.
В июле 14-го мы поехали всей семьей отдыхать на море. Думали, что все образуется. Мы уехали 11 числа. А в ночь с 11 на 12 июля произошел обстрел микрорайона Трудовские – это район, где мы живем. В эту ночь пострадало много людей. Среди них, в паре улиц от нас, погибла семья моей ученицы.
Я узнала об этом утром, когда смотрела видео, снятое после обстрела. Там на стене висела фотография – портрет моей ученицы. Так я узнала о трагедии. Сама девочка осталась жива. Ее не было дома в этот день.
Даже сейчас, когда я это вспоминаю, меня охватывает ужас и страх.
После этого случая были звонки родителей, которые рассказывали, о том, что с ними происходит. Рассказ подруги о том, как они эвакуировались, в чем были, и их вывезли в какое-то общежитие.
Конечно, после этих историй было страшно возвращаться домой. И мы через два месяца переехали в Крым»,- вспоминает Яна.
Вернуться и остаться в обстреливаемом городе ради детей
«В 2014 году обучение в школах Республики началось в октябре. Я сообщила своим коллегам, что не выйду на работу. Но потом мне позвонили и начали рассказывать, как они приводят школу в порядок, но без меня… После этого звонка меня потянуло домой. И я решилась приехать обратно.
Фото: личный архив Яны Балак
В 2014-м меня тут же поставили завучем. Честно признаться, я была удивлена и морально не готова, но после этого было еще несколько кадровых подвижек, и в 2016 году я стала директором школы», - вспоминает собеседница.
Фото: личный архив Яны Балак
Мысли о переезде из Донецка больше не посещали Яну Балак. Хотя такая возможность была и остается сейчас.
«2022 год. Когда началась массовая эвакуация, я вместе с детьми была в Донецке. Муж в это время продолжал работать в Крыму. Первое, что я испытала тогда – страх. Вокруг происходило что-то непонятное. Казалось, что границы сейчас закроются, и никто не въедет и не выедет.
Решение, что нужно эвакуировать детей я приняла через пару месяцев после начала СВО. Думала, что это временно. Но они по настоящее время находятся вместе с моей матерью и мужем не в Донецке.
Мне часто задают вопрос: «Почему ты не уедешь, как ты так живешь?». Первая причина, по которой я остаюсь здесь – это мой дом, здесь моя работа», - делится женщина.
Фото: личный архив Яны Балак
Израненные судьбы учителей Донецка
А ведь многие коллеги Яны Олеговны потеряли кто кров над головой, а кто родственников и здоровье.
«Сотрудников, которые пострадали от обстрелов много. В основном это жители Петровского района Донецка, микрорайона Трудовские. Остались без жилья из-за обстрелов учитель начальных классов Алексеенко Виктория Петровна, учитель математики Грачева Вита Викторовна, Кравец Татьяна Викторовна. Из-за этого им приходится снимать жилье.
Супруг одной из сотрудниц был в ополчении и в 2014 году при взятии высоты Саур-Могила погиб. Это страшная трагедия.
С начала СВО мужья сотрудниц служат. Двое из сотрудников нашей школы были мобилизованы в возрасте 55 лет. Одного уже комиссовали по состоянию здоровья, другой продолжает служить.
Фото: личный архив Яны Балак
Мне сложно не разделять беду окружающих меня людей. В этом году моя коллега из школы №110, учитель английского языка Тарасенко Инна Владимировна во время обстрела потеряла ногу. Я посчитала своим долгом поддержать коллегу. Общалась с ней, навещала. Мне хотелось как-то ее порадовать. Она хотела преподавать – Инна не представляет свою жизнь без профессии. Но у нее не было оборудования. Я обратилась в Донецкое региональное отделение Союза женщин России и там отозвались. Инне привезли ноутбук и все необходимое для записи онлайн уроков. Могу сказать, что сейчас ей провели протезирование, и она наравне со всеми педагогами работает, показывает высокие результаты. Я восхищаюсь ей и ставлю ее в пример своим коллегам», - рассказывает директор школы.
«Школу закроют… школу закроют»
По мнению Яны Олеговны, педагог имеет прямое отношение к общественной деятельности и по своей сути является общественником. Она неравнодушна не только к своим коллегам, попавшим в беду, но и к родителям учеников. Как руководитель районного Совета женщин Донецкого регионального отделения Союза женщин России и директор школы, она оказывает адресную помощь тем родителям, кто попал в сложную жизненную ситуацию.
Фото: личный архив Яны Балак
Но, к сожалению, общество не всегда благосклонно относится к тем, кто неравнодушен. Как говориться: «От добра не ищут добра».
Увы, но коллективу школы №106 пришлось ощутить себя одиноким воином, который стойко, не мечом, а ежедневным трудом, доказывает право школы на жизнь. В этом году на базе школы, кроме основной деятельности, несмотря на огромное количество отчетов по основной работе, учителями были реализованы четыре социальных проекта. Они получили финансирование от фонда «Соработничество» в рамках конкурса «Вместе мы сила» реализуемого при поддержке Фонда Президентских грантов.
Фото: личный архив Яны Балак
Среди инициатив и проект Яны Балак «Песочные фантазии». У школы есть своя небольшая творческая песочная студия, и дети могут развивать свои навыки. Правда, несмотря на это, директор продолжает слышать слова: «Школу закроют…Школу закроют».
«Пусть у меня не большая школа по количеству сотрудников и детей, но, тем не менее, я руководитель учреждения, которое уже 7 лет находится в подвешенном состоянии.
Фото: личный архив Яны Балак
Наша школа очень сильно пострадала в 2014 и 2015 годах. В данный момент она законсервирована. Никакие ремонтные работы там не проводились, хотя в других школах района они проводились, вплоть до капитального ремонта. Мы надеялись, что и наша школа дождется своей очереди. Она была в списке третьей волны восстановления. Этот процесс ожидания сопровождался работой нашего учебного заведения на базе здания другой школы.
Фото: личный архив Яны Балак
Сначала было сложно переносить давление общества. Слышать, что эта школа на грани закрытия. «Её закроют, её закроют», - это говорили все и говорят до сих пор. Это сильно раздражало, но со временем я и мой коллектив научились с этим справляться.
Мы никогда не жаловались, что работаем в здании другой школы. Мы никогда не работали хуже других и это меня подзадоривает. Школу могут закрыть, но я боюсь, что если я уйду, посыплется все то, что мы так долго сохраняли, склеивали, создавали. Мой коллектив мне так и говорит, что пока вы держитесь, мы с вами. Я же надеюсь, что все будет хорошо, и школу восстановят», - делится Яна Олеговна.
Фото: личный архиф Яны Балак
Отключить от кислородной системы или все же продлить жизнь школы еще на год? Этот вопрос своим противным скрипом напоминает о себе ежедневно. А душа «храма знаний» трепещет, стучится, бьется до последнего, чтоб доказать всем, что она жива и ее сердце бьется.
Уважаемые учителя, педагоги Донецкой Народной Республики! Коллектив редакции «Блокнот Донецк» от всей души поздравляет вас с Днем учителя! Учителя Донбасса – поистине настоящие герои. Каждый из вас ежедневно совершает свой личный и профессиональный подвиг, продолжая заботиться о детях Республики. Пусть в ваши дома наполнит мир и спокойствие, а стены родных школ будут целы и невредимы. С праздником!
Юлия Скубаева
Больше новостей читайте в нашем Телеграм-канале
Написать в редакцию «Блокнот Донецк» и сообщить о вашей проблеме можно по ссылке