Общество,
15.06.2024 11:42
Трамвай шестерочка, вези на ДМЗ меня: как в Донецке запустили первый рельсовый транспорт
Фото: Алексей Руцкой
Читайте также:
- Ассоциация транспортных инженеров приняла в свой состав Донецкую академию транспорта (14.06.2024 08:30)
- Ученые лекторы из ДНР могут принять участие в проекте Знание.Наука (12.06.2024 16:01)
- Пять золотых и одну серебряную медали завоевали гимнасты из ДНР на «Amore Cup» (11.06.2024 15:11)
«Железные кони» Донецка ждут обновления.
Советский Союз строил если не на века, до на десятилетия. Современный Донецк в основе своей соткан из того, что создавалось для пролетариата. Одним из наследств, которым сегодня активно пользуются дончане – сеть трамвайная инфраструктура, которой 15 июня исполняется 96 лет. К сожалению, в своей день рождения железные кони вступают далеко не в лучшей форме.
Железные кони пролетариата
Вождь мирового пролетариата Владимир Ильич делал ставку на эффективный труд. Для того, чтобы завод работал как часы, все его «винтики» должны прибыть к месту работы вовремя. И потянулись из рабочих поселков к производствам дороги и трамвайные маршруты.
Причем ставка делалась больше на трамваи, чем автобусы и троллейбусы. Да, строить дольше и дороже, нужна соответствующая инфраструктура (вагоны, депо, тяговые станции). Но на подобных вещах не экономили. В результате от крупных рабочих поселков к шахтам и заводам были протянуты рельсы, по которым носились «железные кони», доставляя тружеников на работу и домой. Этим наследием СССР мы пользуемся и сейчас.
Первый и главный маршрут
Первый трамваи появились еще в Юзовке в 1902 году – только были они на конной тяге. В вагон впрягался конь, которым управлял извозчик, продвигаясь по одному и тому же маршруту.
Так выглядела конка. Место съемки, предположительно, Москва. Похожие были в Юзовке. Источник: «Донэлектроавтотранс»
Однако днем рождения донецкого трамвая считается 15 июня 1928 года, когда в городе Сталино был запущен первый электрический вагон.
Маршрут №1 связывал центр города («Совбольница», нынешний Первомайский сквер, площадь Ленина) и железнодорожный вокзал. Меньше чем через полгода трамвайную линию продлили до проходной Донецкого металлургического завода (ДМЗ) – главного на тот момент предприятия города. Первое время она была одноколейной.
Трамвай на одноколейке, Первая линия. На заднем плане – жилищный кооператив «Металлист» (ул. Артема 119) и кинотеатр Шевченко. Источник: «Донэлектроавтотранс»
Линия шла по Первой линии (улица Артема) и в районе несуществующего тогда проспекта Мира делала поворот, «проходила» по восточной трибуне РСК «Олимпийский», пересекала ЖД ветку и выходила на остановку «Фильтровая», где и сливалась с существующей сегодня линией по улице Челюскинцев. Она не сворачивала по улице Молодых Шахтеров, как сейчас, а продолжалась дальше (остатки этой линии и сейчас можно наблюдать на планетарии в виде разворотного треугольника), проходила вдоль улицы Артема и Киевского проспекта, на который выходила в районе Ветки. Дальнейший путь на вокзал не претерпел изменений до сегодняшнего дня.
Доставит и людей, и грузы
Первый трампарк состоял всего из 8 вагонов: 4 моторных и 4 буксировочных.
Первые вагоны были двухсторонними (для работы на одноколейных линиях) и имели по два пульта управления и двери с обеих сторон, позже вагоны поставлялись уже односторонними. Они были максимально простыми – двери открывались вручную, отопление салона отсутствовало, сиденья были деревянными, а вагоновожатому приходилось работать стоя.
Поворот в депо на пересечении улицы Артема и проспекта Гурова Источник: «Донэлектроавтотранс»
Поначалу подвижной состав обслуживался на гвоздильном заводе (сейчас на этом месте драмтеатр), а депо находилось на территории нынешнего «Донбасс-Паласа».
Примечательно, что трамваи того времени перевозили не только пассажиров. На специальных платформах транспортировались различные грузы. Например, материалы к местам ударных строек.
Довольно быстро маршрут №1 прирос второй колеей, и трамваи стали двигаться в обе стороны.
В 1932 году было окончено строительство основной эксплуатационной базы – трамвайного парка на 36 вагономест на 13-й линии города (ныне ул. Трамвайная).
Так выглядело Депо №3 в 1935-м Источник: «Донэлектроавтотранс»
Фашисты, го хоум
Когда в Сталино пришла Великая Отечественная война, трамваи замерли. Нацистским оккупантам, именующим город «Солдатенково» (разумеется, они не могли его называть его Сталино, Гитлер бы удавился в своем Волчьем логове), нужен был лишь перевалочный пункт для дальнейшего продвижения на Ростов, а далее – к Тбилиси, дабы захватить местные месторождения нефти.
Планам художника-неудачника из Австрии осуществиться не удалось, однако испортить жизнь дончанам (на тот момент сталинцам) получилось шикарно. После того, как оккупанты унесли ноги, получая пинки от Красной армии в 1943 году, наш город был почти полностью разрушен.
1945 год, пересечение улицы Артема и проспекта Гурова. Здесь можно видеть восстановленное двухколейное трамвайное полотно. Жилкоп Металлист почти полностью разрушен. Фото сделано из гостиницы «Донбасс». Источник: архив Краеведческого музея
Пути летят во все концы
После изгнания гансов и фрицев с просторов Донбасса пролетарский транспорт начали восстанавливать ударными темпами. Ценой большого труда, в условиях военного времени, к концу 1944 года в городе эксплуатировалось уже 40 километров трамвайного пути.
В 1949 году были получены 10 прицепных четырехосных вагонов «КП» (Коломенский прицепной), которые начали использоваться в паре со старыми моторными вагонами на первом маршруте. Это были вагоны б/у производства 1930-х годов.
Коломенский прицепной в паре со старым моторным вагоном, 1949 год. Источник: «Донэлектроавтотранс»
Следующее поколение подвижного состава – «КТМ-1» (Кировский Трамвай Моторный) и «КТП-1» (Кировский Трамвай Прицепной). Внешне очень красивый экземпляр, однако по начинке мало отличался от самых первых моделей. В Сталино такие вагоны поставлялись парами и успешно эксплуатировались до 1973 года, когда были практически одновременно списаны. Часть вагонов была передана в другие города.
Парочка «КТМ-1» и «КТП-1» на фоне кинотеатра Шевченко, улица Артема. Источник: «Донэлектроавтотранс»
К 1955 году Сталино прирос трамвайными маршрутами (из стало 15), которые мало чем отличаются от современных. В 1961 году, когда наш город был переименован в Донецк, в распоряжении Донецкого трамвайно-троллейбусного управления имело в своем хозяйстве 137 трамвайных вагонов, 3 снегоочистителя, вагон «токопровод», 4 грузовых вагона и 3 круговых площадки.
1954-й. Хорошо видны очертания современного центра Донецка. Источник: почтовая открытка, издательство «Правда»
В 1964 году был демонтирован трамвайный путь на улице Артема (от проспекта Богдана Хмельницкого до площади Ленина) и перенесен на улицу Челюскинцев. Так центр города приобрел современные очертания.
«Татра», застывшая во времени
В 1967 году Донецк получил новые чешские трамваи Tatra T3 SU, на тот момент современную и прорывную модель. Соседи по соцлагерю соорудили действительно очень удачное и надежное транспортное средство. Всего в разное время было получено 120 единиц.
1977 год, трамвай №1 на улице Челюскинцев Фото: Вольфганг Шрейнер. Источник: «Твой Транспорт»
Как и во многих городах СССР, эти вагоны в Донецке стали самой массовой моделью трамвая. Однако, в отличие от многих городов России, где старые «Татры» уже давно относятся к разряду ретро и скорее городская достопримечательность, у нас спустя 57 лет они до сих пор самые главные «лошадки».
Наши дни. Спустя 57 лет по Донецку бегает та же Tatra T3 SU Фото: Алексей Руцкой
«Бабушка» пережила «внучку»
Донецкий трампарк в разное время пополнялся небольшим количеством новых моделей, но речь шла именно о небольших вливаниях, а не кардинальной замене подвижного состава.
В 2003 году в Донецк пожаловала «внучка» Т3 – Tatra T6B5SU. Модель была неплоха и могла бы стать отличной заменой «бабушке», однако ее было закуплено всего шесть штук.
Жизнь Tatra T6B5SU оказалась короче, чем у «бабушки» Источник: «Донэлектроавтотранс»
«Внучка» с «бабушкой» бегали по одной дорожке, однако из-за малого количества T6B5SU запчастей закупалось мало. А когда из-за санкций возникли проблемы с комплектующими, мастерам в депо пришлось заниматься «каннибализмом». Запчасти снимались с неработающих вагонов и ставились на те, которые еще на ходу. Но долго так продолжаться не могло и в 2022 году жители Донецка видели последнюю T6B5SU, которая ходила по маршруту №8.
Сейчас все «внучки» списаны, а «бабушки» продолжают возить дончан.
«Внучатая племянница» с привередливым характером
Еще одной попыткой обновления «железных коней» Донецка стало появление «К1», трамвая украинской сборки на базе чешской Татры T6B5. От чешской конструкции в ней остался только корпус, остальное собиралось «с миру по нитке». С 2004 по 2009 их было поставлено 28. Сейчас «в строю» формально 24, однако по факту не больше пяти.
«К1» – последнее масштабное обновление подвижного состава Донецка. Фото: Алексей Руцкой
Как говорит водитель трамвая Мария (имя изменено, руководство Донэлектроавтотранса запрещает работникам общаться с прессой), «Кашки» обладают привередливым характером, часто ломаются, да и качество сборки оставляет желать лучшего.
«Старая «Татра Т3» намного надежнее! Только побольше бы запчастей к ней!», – говорит Мария.
Украинское происхождение «К1» наталкивает на мысль, что те большинство из тех 24 формально оставшихся на ходу трамваев разобраны на запчасти, ради тех немногих, которые еще выходят на маршрут.
Гость из культурной столицы
Были у нас и эксклюзивные «железные кони». В 2010 году на улицах Донецка появился футуристический гость. Обтекаемый, в низким полом и панелями из стеклопластика он чем-то напоминал аппараты из «Гостьи из будущего».
Питерский красавец Источник: «Донэлектроавтотранс»
Это был гость из северной столицы. Трамвай легендарного Петербургского трамвайно-механического завода притягивал взгляд и вызывал желание прокатиться. Внутри тоже было необычно: двухуровневый пол, комфортабельные сиденья и хорошая шумоизоляция – все это выгодно отличало его от прочих «собратьев по рельсам».
Эвакуация сломавшегося гостя из северной столицы Источник: ВК: Наталья Сашина, «ЧП Донецк»
Обслуживал он в основном маршрут №1, радуя пассажиров, едущих от вокзала до ДМЗ. Верой и правдой он служил 10 лет – до 22 февраля 2020 года, пока из-за лопнувшей колесной пары не сошел с рельс. Поскольку завод-производитель обанкротился в 2013 году, запчасти поставить было некому. Теперь он ржавеет на одном из трамвайных «кладбищ».
«Я – Донецкий», первый и единственный
«Мы можем не только хорошо воевать, но и хорошо строить» – эти слова принадлежат первому Главе ДНР. Именно по его инициативе был построен первый в Республике трамвай «Я – Донецкий». Александр Захарченко мечтал запустить Донецке полноценное производство рельсового общественного транспорта.
К реализации проекта на Донецком электротехническом заводе (ДЭТЗ) приступили в 2017-м, к сборке – в начале 2018-го. Уже 21 августа того же года трамвай был презентован при участии главы ДНР. Новый «железный конь» состоял родстве со старой Татрой Т3, от которой были взяты рама и тележки.
«Батя» верил, что промышленность Донбасса получит второе дыхание Видео: ВК: Буденновский\Пролетарский район [Донецк]
Несмотря на «бабушкину» основу, получился действительно современный и комфортабельный трамвай.
Предполагалось, что за первым «Донецким» последуют другие, трамвайный парк столицы ДНР будет обновлен, а после можно будет начать поставлять «железных коней» в другие регионы России.
Однако ровно через десять дней после презентации трамвая «Батя» погиб. Трамвай долго испытывали, в 2020-м выпустили на маршрут, но от далеко идущих планов по производству следующих отказались. Так и остался «Я – Донецкий» в единственном экземпляре.
«Я – Донецкий» радовал дончан недолго Источник: ТГ-канал Алексея Кулемзина
А в конце 2022-го году он совершил свой последний рейс. Во время одного из украинских обстрелов из-за скачка напряжения, вызванного обрывом контактного провода, в «Донецком» начисто выгорела электроника и защита. С тех пор он стоит «на приколе» вместе с остальными выведенными из эксплуатации трамваями.
Со скрипом и дребезжанием подкатились к 96-летию
К своей некруглой дате трамвайное хозяйство столицы ДНР подошло далеко не в лучшей форме. По сравнению с советским Донецком сильно сокращено количество маршрутов (в 1970,-м их было 15, сейчас – 8). Среди «порезанных» – первый и самый главный №1. В сокращенном варианте он называется №6, от ДМЗ до улицы Экономической.
В Донецке осталось мало трамваев на ходу и все они устарели Фото: Алексей Руцкой
Нерадостно обстоят дела и с наполнением маршрутов. Как сообщает мэр Донецка, Алексей Кулемзин, в будние дни в город выходит в среднем 20 трамваев. На №6 выходит от двух до четырех вагонов. Остальные тонким слоем размазываются между остальными направлениями.
Например, на маршрутах №№ 3 и 4 могут работать по одному трамваю, на более длинном №8 – два или три. И в большинстве своем это старушки Татры Т3 1970-х годов.
Инфраструктура давно не обновлялась Фото: Алексей Руцкой
Уже десятилетия как капитально не ремонтировалось ни железнодорожное полотно, ни контактная сеть, ни тяговые подстанции. По сути, в XXI веке мы все еще продолжаем использовать построенное Советским Союзом. Да, наши предки все делали основательно, но у всякой вещи есть свой ресурс, а этот давным-давно исчерпался.
«Мертвая лошадь везти не может»
Как рассказала корреспонденту «Блокнот Донецк» на условиях анонимности водитель трамвая Валентина (имя изменено, руководство Донэлектроавтотранса запрещает работникам общаться с прессой), в настоящий момент ни в инфраструктуру, ни в подвижный состав, не вкладывается практически ничего.
«Донецкие трамваи умирают» Фото: Алексей Руцкой
«Такое впечатление, что время замерло. Сломался трамвай – его просто снимают с маршрута. Отремонтируют или нет – вопрос десятый. Новых трамваев мы не видели со времен «Я – Донецкого». Да и тот почему-то не торопятся чинить. Мертвая лошадь везти не может, и сейчас донецкие трамваи умирают», – сетует Валентина.
Год назад стали поступать обнадеживающие новости. Было создано предприятие ООО «ЗЭТ Спутник», которое в том числе на мощностях индустриального парка «Электромашины Донбасса» начало собирать новые трамваи под названием Спутник Z. Это красивые, комфортные и современные машины.
Портовый город уже катается на новых трамваях Источник: ВК: Между прочим | Мариуполь
Однако известно только о поставке трех экземпляров в Мариуполь. Столица Республики новых машин пока не увидела.
Как заявил председатель Правительства ДНР Евгений Солнцев, мощности предприятия позволяют выпускать 12 трамваев в год, в перспективе – 24. Для полного обновления парка одного только Донецка понадобится не один год.
Спутник Z в процессе сборки Фото: Минтранс ДНР
Хватит ли мощностей, финансов и политической воли, чтобы довести дело до конца – покажет время. Однако если все закончится появлением всего двух-трех новых машин, можно будет констатировать смерть пациента – то есть трамвая как вида общественного транспорта в Донецке.
Алексей Руцкой
Больше новостей читайте в нашем Телеграм-канале
Написать в редакцию «Блокнот Донецк» и сообщить о вашей проблеме можно по ссылке