Блокнот
Донецк
Понедельник, 09 февраля
Общество, сегодня, 12:19

Сыщик-маньяк устраивал казни товарищей из МВД в Мариуполе

История самого кровавого мстителя Донбасса, не щадившего ни детей, ни коллег.

Мариуполь, как и сейчас, в конце девяностых и начале нулевых был городом суровым, но даже на фоне общего разгула криминала история главного «героя» сегодняшней статьи стоит особняком. Речь пойдёт не о конфликте множественных преступных группировок за зоны влияния или заводы — сегодня вы узнаете о человеке, чья тихая, методичная война против всех повергнет любого в ужас даже сегодня. Человеке, который знал изнанку системы, потому что сам был её частью. Его называли «Мурчиком» и «Бультерьером», но за этими кличками скрывался один из самых «результативных» серийный убийца в истории региона. 19 доказанных смертей, среди которых — дети, женщины и бывшие сослуживцы.

Сегодня вы узнаете о том, чье имя — Сергей Довженко. Родился он в Мариуполе, тогда еще Жданове, в 1972 году. Жизнь его поначалу катилась по вполне понятным рельсам: школа, коммерческий техникум, армия. В армейские годы Довженко не просто «служил», он пахал в спортроте ПВО, оттачивая навыки бокса. Результат — звание мастера спорта, дважды — вице-чемпион Украины по боксу.

Физическая мощь, помноженная на скрытный, тяжелый характер, сделала его идеальной машиной, которая только ждала своего часа. После развала Союза Довженко пытался найти себя в бизнесе, торговал на рынке, но «купи-продай» не удовлетворяло его амбиций. Он хотел власти и оружия. Сначала устроился в охранную фирму «Цитадель», а затем — в милицию, опером в Приморский РОВД. Так жизнь и понеслась по наклонной.

Коллеги вспоминали его как замкнутого человека. Он мало общался, держался особняком, стремился продвигаться по службе, но заметных успехов не показывал. В органах он проработал недолго, однако именно этот период стал ключевым в дальнейшей судьбе. Он развязал войну с системой, которую представлял сам.

Первый раз он убил в 18 июня 1997 года, еще будучи действующим сотрудником. Цель была примитивной — деньги. Довженко знал, что в офисе его бывшей работы, охранной фирмы «Цитадель», водятся наличные. Он пришел туда с табельным пистолетом Макарова. Охранник Сергей Митченко, который, возможно, даже кивнул знакомому оперативнику, получил пулю в упор. Довженко забрал пять тысяч гривен — тогда это были неимоверно серьезные деньги — с учётом инфляции и финансовых трансформаций, это примерно 120 тысяч современных рублей при подсчёте с упором на доллар.

Довженко на вынесении приговора

Впрочем, это убийство не доказано. Но положило начало настолько кровавому пути, насколько можно себе представить: Сергея задержали через десять дней — 27 июня. Эта дата станет для маньяка сакральной. Несмотря на то, что экспертиза подтвердила: пуля выпущена из его «ПМ», благодаря связям родственников в юридических кругах, Довженко оправдали. Его уволили из органов «за подделку документов», но оставили на свободе, ограничившись восемью месяцами СИЗО, которые он «отсидел» за время следствия.

Именно чувство безнаказанности превратило бывшего опера в зверя. После освобождения он пытался устроиться на работу. В разных организациях ему отказывали. Позже на следствии он утверждал, что именно тогда начал формироваться план мести тем, кого считал виновными в разрушении своей карьеры. Он считал, что система его предала, и решил вырезать её по частям.

Первая «большая рыбка»

Первой крупной целью стал Владимир Чекмак — владелец той самой «Цитадели», который когда-то уволил Довженко. Убийца готовился долго: выслеживал маршруты, изучал привычки. В тот вечер в Мариуполе было отключение света. Город погрузился во тьму, что стало подспорьем начать действовать.

Довженко надел милицейскую форму и спрятался в подъезде Чекмака. Когда бизнесмен вошел в дом в сопровождении Игоря Каримова, сотрудника горсовета, Довженко открыл огонь из помпового ружья. Каримов погиб мгновенно — дробь буквально разнесла ему грудь. Чекмак упал, пытаясь закрыться руками. Но Довженко этого было мало. Он, кромсал чиновника, пока тот не перестал хрипеть. В ту ночь он ранил еще двоих — Сергея Шатурова, водителя Чекмака и случайно проходящего мимо предпринимателя Любичева, но в темноте им удалось спастись.

Ровно через два года после своего первого ареста, 27 июня 1999 года Довженко решил отметить «годовщину». Его жертвой стал капитан милиции Александр Кокин. Убийца считал его причастным к своим неудачам. Довженко пришел к нему домой в форме. Кокин, не подозревая подвоха, впустил бывшего коллегу. Расправа была стремительной. Довженко убил капитана прямо на глазах у семьи. Затем расправился с супругой изначальной жертвы — Екатерина скончалась месте. Тёща Кокина, по некоторым данным, получила тяжелое ранение, но выжила.

Для «Мурчика» это не было просто убийством, это был показательный акт доминирования над теми, кто когда-то имел над ним власть. Следствие позже выяснит, что преступник возвращался к упавшим людям, проверяя, подают ли они признаки жизни, и производил дополнительные выстрелы.

Так вели на вынесение приговора серийного убийцу Сергея Довженко

«Лишние» дети

В списке Довженко были не только враги. Он убивал ради наживы, выискивая интересующих персонажей используя газетные объявления о продаже техники. В 1999–2000 годах он совершил серию нападений на простых, но богатеньких горожан. Поняв, где живёт продавец и кому из его бывших сослуживцев достанется расследование преступления, он готовился к убийству, а деньги и имущество брал, чтобы «прокормиться» Правильно, зачем работать, если можно прийти и забрать силой всё, что хочется, да ещё и бывшим коллегам жизнь подпортить? После этого убийства преступник начал использовать одну и ту же схему. Он надевал милицейскую форму или предъявлял поддельные удостоверения, вызывая доверие у людей.

Одной из жертв, пойманных на подобную удочку, стала Валентина Гладилина, предприниматель, торговавшая на рынке. Он встретил её в подъезде, представился сотрудником милиции и заявил, что должен провести проверку. Момент он подгадал удачный – поскольку ранее у женщины произошло ограбление, она как раз ждала патруль, чтобы начали проверку по краже. Но вместо патруля прибыл Сергей, и жертва впустила его в квартиру. Там Довженко убил её, как позже выяснится, из уникального «Макарова» с пятью нарезами, купленного у друга. После этого он забрал 2 тысячи долларов и спокойно покинул дом.

Так началась серия «предпринимательских убийств». Именно через объявления в газете он убил мужчину и его сына, которые продавали компьютер. В другой квартире застрелил женщину, пытавшуюся продать видеокамеру.

Перескочим во времени: самым страшным в его биографии стал июнь 2001 года. Снова 27-е число. Довженко зашел в квартиру к 63-летней Галине Ивановой. Вместе с ней была 13-летняя внучка Танюша, как бабушка её и называла. Убийцу не интересовали ценности — он просто зашёл в квартиру, выстрелил пожилой женщине в затылок. Девочка, видевшая казнь, начала кричать. Довженко не дрогнул. Навел ствол на ребенка и нажал на спусковой крючок. Маленькое тело упало рядом с кроватью. Позже на допросах он скажет, что дети для него были просто «нежелательными свидетелями», «мусором», который нужно убирать, чтобы не мешал работать.

И ты, Брут, туда же…

Отдельным эпизодом в деле промелькнул его знакомый Александр Шемяков. Да-да, тот самый, который и продал пистолет серийнику. В какой-то момент мужчина начал подозревать Довженко в причастности к серии убийств и фактически оказался носителем опасной для него информации. Продавая пистолет-то сложно было понять, для чего тот.

Тем не менее, между ними возник конфликт, после чего, в 2001 году, Довженко пригласил Шемякова на встречу под предлогом «мирового» разговора. Во время этой встречи он жестоко расправился с ним, а тело попытался скрыть. Особую резонансность истории придало то, что за это убийство первоначально осудили другого человека, который позже умер в местах лишения свободы, так и не дождавшись пересмотра дела и оправдания. Так тогда работало правосудие.

Отмщение системе

Следствие установило, что Довженко тщательно готовился к преступлениям. Он изучал маршруты жертв, выбирал удобные места нападений, заранее продумывал пути отхода и места хранения оружия. Многие преступления он совершал, стремясь создать давление на руководство милиции. После резонансных убийств в районах города проводились проверки, снимались начальники подразделений, что преступник воспринимал как личную месть.

Украинские полицейские. Фото иллюстративное

Однажды, при подготовке очередного налёта Довженко перевозил свой арсенал, и на него случайно наткнулся наряд милиции. Довженко не стал бежать. Он хладнокровно убил троих милиционеров — Роговца, Федоренко и Карпенко. Он открыл огонь из пистолета и ружья одновременно, не оставляя парням ни шанса.

Конец кровавому пути положила мелочь. 17 мая 2002 года он пришел к моряку Артуру Фролкову. Довженко привел с собой знакомого, который хотел купить ноутбук. Фролков, заметив некомпетентность «покупателя», бросил фразу: «Щегол, ты пойди полечи друга». Это слово стало для него приговором. Довженко вернулся на следующий день один. Он всадил во Фролкова пять пуль. Заодно убил и гостя — югослава Ацо Симовича.

Жнеца взяли в тот же вечер. При обыске в квартире Довженко нашли специально оборудованный тайник. Там лежали не только деньги и оружие, но и паспорта убитых. Он собирал их как трофеи, пересматривая на досуге лица тех, чьи жизни он оборвал. Следствие доказало 19 убийств, хотя список мог быть гораздо длиннее. В его планах было устранение еще пятерых высокопоставленных офицеров мариупольской милиции — он методично готовил их казни.

Сергей Довженко получил пожизненное. Он до сих пор жив, находится в одной из колоний для «смертников». Человек, который превратил форму в инструмент для резни, остался в памяти города как символ того, что случается, когда профессиональные навыки убийцы встречаются с абсолютной пустотой в душе.

И он действительно делал всё так, как предписывала месть, и действительно был в сознании. Именно Сергей, пусть и безуспешно, помогал поймать «харцызского душителя» — того, что совершал ритуальные убийства, предварительно насилуя жертв. Они действовали почти в одно время, а потому, могли быть связаны, и правоохранители проверяли эту теорию. Тогда было опрошено множество серийных убийц, что промышляли в тогдашней Донецкой области и Украине. Но они поймать душителя так и не помогли. А почему – читайте в статье.

Владимир Щербаков

Читайте актуальные новости Донецка, ДНР и СВО в социальных сетях:

Телеграм  |  Дзен  |  ВК  |  Одноклассники

Обратиться в редакцию «Блокнот Донецк»

Новости на Блoкнoт-Донецк
ДНРДонбассМариуполькриминалДовженкоубийцамилицияархивманьякистория
1
0