Донецк Пятница, 18 октября

Малоизвестный памятник в центре Донецка: что на самом деле произошло со стратонавтами, упавшими на Сталино

Под монументом стратонавтам может не быть их тел.


В центре Донецка, там, где начинается бульвар Пушкина, стоит бронзовый памятник с барельефами на постаменте. Не каждый дончанин сходу скажет, кому установлен монумент, какая-то часть горожан с трудом вспомнит: «ах, да, каким-то стратонавтам памятник» и лишь единицы смогут рассказать, что это были за стратонавты и почему мемориал находится именно в этой части Донецка. Это интересная и по-своему детективная история, незаслуженно забытая новым поколением жителей столицы ДНР. Между прочим, 18 июля исполняется 86 лет со дня того загадочного происшествия над городом Сталино.

Некоторые жители Донецка уверены, что в небе над Сталино погибли первые советские космонавты. Треть этой половины, не слишком подкованная в хронологии, полагает даже, что тут погиб Юрий Алексеевич Гагарин. Пересказывается версия, что рядом с бульваром Пушкина рухнул подбитый немецкий шпионский дирижабль. И даже про инопланетян говорят. К сожалению, реальную историю катастрофы простой народ знает мало.

А ведь еще есть на северной окраине Куйбышевского района улица Стратонавтов. Почему ее так назвали, не скажет, наверное, уже никто. Рядом, конечно, расположен аэропорт, но все равно, слишком абстрактная привязка. И никому не приходит в голову связать название почти разрушенной войной улицы с памятником в центре города.

Битва за стратосферу

Задолго до первого полета в космос Юрия Гагарина (напомним, это произошло в 1961-м), люди пытались найти «ключ» к небу. В мае 1931 года швейцарцы Огюст Пикар и Пауль Кипфер первыми побывали в стратосфере, пробив отметку 15 785 метров.

Для этих целей они использовали стратостат – герметичную гондолу для экипажа, привязанную к воздушному шару, заполненному водородом. Это совершило революцию в деле воздухоплавания и освоения верхних слоев атмосферы.


Подготовка к запуску стратостата «Осоавиахим-1», 1934 год. Источник: Public Domain

Советский Союз, в котором принято было догонять и перегонять, стал всерьез разрабатывать новую технологию, уже через два года запустив стратостат «СССР-1» с экипажем из трех человек на высоту 19 километров. Всего за десятилетие Страна Советов завоевала 17 из 23 воздухоплавательных рекордов мира.

Освоение стратосферы на воздушных шарах было делом отнюдь не безопасным и гибель экипажа во имя Науки не было чем-то из ряда вон выходящим. Например, 30 января 1934 года советский стратостат «Осоавиахим-1» обновил мировой рекорд, поднявшись на небывалую высоту 22 км, но через несколько часов рухнул на землю из-за обледенения оболочки. Лучшие стратонавты СССР погибли.

Тогда урны с прахом стратонавтов были захоронены в Кремлевской стене лично Сталиным, Вячеславом Молотовым и Климентом Ворошиловым. На этом фоне похороны воздухоплавателей, состоявшиеся через два года в городе Сталино вызывают немало вопросов.

Приземление на колбасный завод

Ранним утром 18 июля 1938 года из подмосковного Звенигорода на субстратостате-обсерватории ВВА-1 с радиопозывным «Свет» стартовали воздухоплаватели: пилот – военинженер 3-го ранга Яков Григорьевич Украинский, второй пилот – старший лейтенант Серафим Константинович Кучумов, магнитолог – военврач 2-го ранга Петр Михайлович Батенко, нейрофизиолог, военврач 2-го ранга Давид Евсеевич Столбун.


Звенигород. В гондоле С. Кучумов, Д. Столбун, Я. Украинский и П. Батенко Источник: ВК: «Аэрократ»

Целью группы было изучение влияния высотного давления на организм человека и постановка физиологических опытов в условиях подъема в открытой гондоле на высоту до 10 километров. В последней радиограмме, переданной Кучумовым в Москву с высоты 12 тысячи метров сообщалось, что полет проходит штатно. После воздухоплаватели на связь не выходили.

А через несколько часов жители Сталино увидели необычную картину. На город опускался стратостат. Он сдувался на лету и больше походил на гигантский мешок с корзиной. На малой высоте гондола пронеслась над парком Щербакова и грянулась на крышу колбасного завода (в районе цирка «Космос»), зацепив при падении электрические провода. От контакта с ними шар, наполненный водородом, взорвался.

Вот как описывал случившееся очевидец события Владимир Ефремов: «В тот день вместе с мамой и старшей сестрой мы провожали на железнодорожный вокзал нашего родственника, который служил на Дальнем Востоке. Стоим мы на трамвайной остановке возле завода. Я, как обычно все мальчишки, вертелся и, стоя спиной к улице Артема, заметил в небе большой шар, с которого свисала веревка. В это же время спускавшийся к земле стратостат облетел двухмоторный небольшой самолет. Гондолу, которая пролетела низко-низко, почти над Центральным универмагом, относило к Центральному парку им. Щербакова. Там стратостат и упал, зацепившись за провода. Я видел, как в воздух поднялись клубы дыма. Мы с сестрой сразу же побежали к месту падения. Когда достигли этого места, то увидели, что на стратостате еще тлеют небольшие очаги пламени. Других подробностей не знаем, т. к. вся территория, где произошла трагедия, была уже оцеплена плотными рядами милиции».

Страшная находка и подозрительные анализы

Прибывшие на место падения обнаружили в гондоле ужасную картину: синие опухшие лица членов экипажа и вывалившиеся наружу почерневшие языки. Типичные симптомы отравления угарным газом. Как заявила экспертиза, все члены экипажа погибли еще в воздухе.

Старожил города Виктор Хайлов рассказывал донецкому краеведу Валерию Степкину, что тела погибших стратонавтов отвезли в 1-ю Совбольницу (она находилась на территории нынешней площади им. Ленина). Затем гробы с трагически погибшими воздухоплавателями для прощания выставили в ДК им. Ленина (сейчас – Центр славянской культуры).


Стратостат СССР-1. Слева – Георгий Прокофьев Источник: ВК: «Аэрократ»

По официальной версии мужчины умерли от удушья из-за отказа системы кислородного питания. Средства индивидуальной защиты якобы тоже не спасли. Правда, проверка показала, что все кислородное оборудование нормально работало даже после удара о землю.

К тому же, по таинственной причине результаты анализа крови из нескольких лабораторий сильно разнились.

Поспешные похороны четверых стратонавтов возле ПКиО им. Щербакова в Сталине (хотя прах их предшественников, погибших при катастрофе стратостата «Осоавиахим-1» в 1934 году, погребли со всеми почестями возле кремлевской стены) сами по себе вызывает вопросы.

Почему столь быстро, и чем вызвана такая разница подходов? Что еще было обнаружено в гондоле? Ведь расследование длилось полгода, а подробные данные до сих пор засекречены.

Баллоны расчищены или расхищены?

Неудивительно, что возникли результаты о диверсии.

Жена командира экипажа, Якова Украинского, писала другу: «То, что они погибли все сразу и именно на высоте, когда включают кислород, ясно говорит о наличии общей причины их гибели. Аппаратура поэтому в порядке, а баллоны были расчищены (или расхищены?), а потому анализов сделать не смогли. Мне только непонятно, почему следствие так отмело эту наиболее вероятную причину, почему ни разу со мной не говорили? Во всем этом вижу какую-то предвзятость, это заставляет думать, что кому-то выгодно погубить воздухоплавание».

Как бы подкрепляя эту версию, вскоре погиб Георгий Прокофьев – лидер первого экипажа советской страто-эпопеи, легендарная личность, олицетворение воздухоплавания.

Косвенно версию жены командира Якова Украинского подтверждает и тот факт, что после трагедии в Сталино в небо поднялся только один стратостат – ВР-60 «Комсомол». Он тоже потерпел крушение, однако экипаж остался жив и даже сохранил результаты проводимых исследований.


Памятник стратонавтам. Сталино, 1957 г. Источник: infodon.org.ua (домен признан нежелательным, заблокирован)

Больше стратостаты в воздух никто не поднимал, а в деле гибели воздухоплавателей над Сталино была поставлена точка. Спустя 19 лет на могиле героев воздвигли бронзовый памятник. Двухметровая бронзовая фигура стратонавта, который смотрит в бесконечное пространство, установленная на гранитном постаменте, с надписью: «Слава героям - стратонавтам 18.07.1938 год». Чуть ниже установлено четыре барельефа с изображениями погибших стратонавтов.

Заметено под ковер

Однако не все согласились с официальным заключением о причине гибели стратонавтов. Военный историк Михаил Павлушенко провел масштабное расследование, в ходе которого выяснил много того, что усиленно «заметали под ковер».

Что вызвало вопросы:
  • Исчезновение из библиотеки города Сталино всех номеров газет, посвященных катастрофе.
  • Запросы историка о деталях трагедии у официальных органов игнорировались: «Эту трагическую катастрофу окутывает мрак какой-то тайны. Во всех инстанциях, куда я ни обращался – и в областной архив, и в прессу, и даже в архив Министерства обороны, никто ничего об этой катастрофе не знает. Как же так, в центре города стоит памятник героям, а люди о них ничего не знают… Но ведь такого не может быть, по крайней мере, не должно быть».
  • По свидетельству дончанина А.В. Болдырева, также собиравшего информацию о произошедшей катастрофе, тела стратонавтов были похищены из братской могилы через несколько дней после похорон. Власти этот факт опровергают.
  • Практически вся пресса СССР (в том числе профильные издания) как по команде проигнорировали крушение субстатостата над Сталино. Их архивы, касательно Якова Украинского, Серафима Кучумова, Петра Батенко и Давида Столбуна также были подчищены.
  • Полет на 18 июля 1938 года значился как «исключительно важный» и необходимый для испытания некоего оборудования. Что это было за оборудование?
  • Родственникам сратонавтов не сразу сообщили о гибели их близких. Поначалу пришли сообщения о их ранении.


Яков Украинский в рабочем кабинете Источник: ВК: «Аэрократ»

Что удалось выяснить историку:
  • За лавры воздухоплавания в СССР боролись две конторы: Наркомат обороны и Гражданский воздушный флот. Третья сторона, Осоавиахим, лавировала между двумя китами. У каждого полета имелась своя секретная цель, о которой конкуренты не уведомлялись. Так что нельзя исключать межведомственных интриг с целью саботажа работы у противника.
  • «На земле» Якова Украинского преследовал военный комиссар Голубев. Он обвинял его в «сочувствии врагам народа», а ведь шло время репрессий. Кроме того, в дивизионе, где служил инженер, он пытался создать невыносимые для него условия.
  • От результатов (напомним, «исключительно важного») полета экипажа Украинского зависела его судьба. В случае неудачи он мог быть уволен и тут же репрессирован.
  • Одной из целей исследования было изучение реакции человеческого организма (в частности органов слуха и зрения) на нахождение на высоте 10 тысяч метров. Эксперимент должен был длиться не меньше часа.
  • Весь экипаж погиб мгновенно, не успев воспользоваться клапаном для сброса давления или эвакуироваться на парашютах. При дефиците кислорода (официальная версия), все единомоментно погибнуть не могли.

Из сохранившихся документов и свидетельства Павлушенко делает вывод, что то самое таинственное оборудование – некая новая на тот момент система обогрева экипажа. Возможно, она и убила весь экипаж разом, после чего воздушный шар дрейфовал по ветру, пока не оказался над шахтерским городом Сталино.

Похищение тел (если таковое было), можно объяснить необходимостью более глубокого исследования результатов воздействия той самой системы обогрева экипажа.

Так это или нет – ответы находятся под грифом «секретно». И когда-нибудь мы узнаем правду.

Алексей Руцкой


Больше новостей читайте в нашем Телеграм-канале

Написать в редакцию «Блокнот Донецк» и сообщить о вашей проблеме можно по ссылке

Новости на Блoкнoт-Донецк
Новости ДонецкДНРВорошиловский районцентрстратонавты
1
0