Модифицированные БМП-3 и БМД-2 поступили в российскую армию

БМП-3. Фото: Ростех
Читайте также:
- Из-за игр с боеприпасом ребенок получил ранения в ДНР (сегодня, 08:29)
- 20 лет за террор: в Донецке осудили боевика «Айдара» (вчера, 12:36)
- ВСУ снесли стену и крышу многоэтажного дома в Будённовском районе Донецка (09.09.2025 22:01)
История БМП-3: от «Чебурашки» до современных комплексов
О новой поставке сегодня, 12 сентября, сообщила Госкорпорация Ростех. Все БМП-3 (боевые машины пехоты) получили полный комплект дополнительной защиты: противокумулятивные решётки, броневые экраны, защиту верхней полусферы, а также комплект «Накидка» для снижения тепловой и радиолокационной заметности. Каждая машина оснащена средствами радиоэлектронной борьбы.
БМД-2 (боевые машины десанта), переданные в войска, прошли капитальный ремонт и модернизацию.
«Выпуск бронетехники идёт в круглосуточном режиме. Машины постоянно дорабатываются с учётом опыта их применения в зоне СВО. Экипажи ценят их за мобильность, огневую мощь и простоту эксплуатации», — подчеркнул индустриальный директор кластера вооружений Ростеха Бекхан Оздоев.
Сегодня БМП-3 и БМД-2 — наиболее массовая техника на линии соприкосновения, ежедневно решающая десятки боевых задач.
Как родилась БМП-3: путь длиной в десятилетия
История «тройки» началась в конце 1970-х, когда стало ясно: БМП-1 и БМП-2 перестают отвечать требованиям времени. В декабре 1976 года вышло правительственное постановление, давшее старт разработке нового поколения БМП. Главная задача звучала амбициозно — создать машину, которая могла бы не просто возить пехоту, а поддерживать её огнём на уровне танка, быть защищённой от автоматических пушек и при этом плавать.
Проект доверили Курганмашзаводу, а конкретно Специальному конструкторскому бюро машиностроения. Именно его команда решилась на смелое решение — поставить моторно-трансмиссионное отделение назад, а не вперёд, как у БМП-1/2. Это позволило усилить лобовую броню и сделать машину более сбалансированной по массе.
Для советской школы это был настоящий вызов: раньше двигатель всегда стоял спереди, прикрывая экипаж. Но такое решение давало выигрыш в компоновке: десант размещался ближе к центру массы, получал удобный выход назад, а передняя часть корпуса теперь могла быть защищена мощнее.
Выбор двигателя оказался спорным. Инженеры спорили: ставить мотор с турбонаддувом или атмосферный дизель. Турбонаддув давал запас по мощности, но надёжность падала. В итоге остановились на УТД-29 — 500-сильном «атмосфернике», компактном и неприхотливом. Это решение обеспечило машине феноменальную плавучесть и проходимость.
Первые образцы и жёсткие испытания
Первые прототипы собрали уже в 1978-м. Их сразу отправили в экстремальные условия: морозы Зауралья, зной пустыни, горные серпантины Кавказа. Машину гоняли до предела — проверяли, как поведёт себя коробка на морозе, выдержит ли алюминиевый корпус попадания, не «захлебнётся» ли она на волне.
Самый известный эпизод тех лет — стрельба с плаву по списанному танку Т-55 у мыса Опук. БМП-3, качаясь на волнах в полутора километрах от цели, несколькими выстрелами выбила прицел, пробила броню башни и показала, что в сложных условиях может поражать даже танки, пусть и устаревшие.
Боли роста и сотни доработок
Разработчики быстро поняли: готовый «идеал» не получится. На ранних испытаниях выявили более трёх сотен отказов. То текло топливо, то выходили из строя стабилизаторы орудия, то траки слетали с катков.
Как говорится, «первый блин комом». Но разработка и тестирование в целом велись нелегко:
-
Одну машину утопили;
-
Одна разбилась, когда проверяли десантные способности. Оторвалась стропа парашюта, и машина камнем упала вниз;
-
Еще одна сгорела после того, как «двигатели мягкой посадки» во время приземления подожгли под ней траву, и огонь перекинулся на технику.
Проблемой и стал ПТУР (противотанковая управляемая ракета), разработанный под орудие 100-мм 2А70 — первые прототипы ракет в цель прилетали плашмя. Всё оказалось из-за дульного компенсатора на орудии, который по итогу убрали. К тому же, вначале ходовая часть также поначалу вызывала вопросы.
Инженеры и военные буквально жили на полигоне. Детали менялись прямо в полевых условиях, компоновка узлов перерабатывалась, броня усиливалась. Отдельно пришлось работать над герметичностью — машина захлёбывалась водой при волнении, а ведь условием оставалась плавучесть.
К середине 1980-х большинство проблем устранили. были внесены около 40 доработок, в том числе усилили броню, улучшили механизмы стабилизации, изменили компоновку некоторых систем. В 1985-м начались госиспытания, проходившие сразу в нескольких округах — от Кубинки до Закавказья. Войска проверяли всё: от точности стрельбы на плаву до поведения машины при подрыве.
Принятие на вооружение и модернизация
В 1987 году «Объект 688М» официально приняли на вооружение как БМП-3. Первые серийные машины поступили в войска в 1988-м, а в 1990-м «тройку» увидела вся страна — она прошла по Красной площади на Параде Победы.
Опыт эксплуатации, особенно в горячих точках, показал: машине нужна дополнительная защита. В 1990-х разработали навесной комплект динамической защиты и решётчатые экраны. Позже появились комплексы защиты верхней полусферы, а также «Накидка», снижающая тепловую и радиолокационную заметность.
Каждая новая партия БМП-3 учитывала опыт войск — менялись прицелы, двигатели, средства связи. Самая свежая версия, которая сейчас идёт на фронт, имеет полный комплект экранов, РЭБ и доработанную эргономику.
Машиной интересуются и за рубежом
БМП-3 оказалась востребована за рубежом почти сразу после принятия на вооружение. Первый крупный контракт подписали с ОАЭ — это была настоящая проверка «на жаре». Машины адаптировали под пустынные условия: усилили системы охлаждения, заменили фильтры, добавили защиту от пылевых бурь и мелкой гальки. Получивший название Desert Warrior, вариант оказался настолько удачным, что вскоре его заметили военные аналитики по всему Ближнему Востоку.
Алжирская армия, изучая опыт СССР и РФ, заказала более 200 машин, также модифицированных под местные условия — с усиленной бронёй и системой наблюдения для ночных операций. Южная Корея и Кипр приобрели БМП-3 с минимальными доработками, преимущественно для обучения и перевооружения части мотострелковых подразделений.
Отдельного внимания стоят и китайцы, которые закупили несколько машин для изучения. В 1997 году Пекин заключил контракт на поставку нескольких десятков машин для изучения и испытаний. Китайские инженеры отмечали высокую подвижность и универсальность «тройки», особенно в сравнении с их собственными БМП серии Type 86/89.
Китайская БМП ZBD-04. Широкая как БМП-2, с башней как у БМП-3. Фото из открытых источников
На базе изученных БМП-3 Китай создал несколько локализованных версий, адаптированных под внутренние требования НОАК. Так появилась ZBD-04, она же Type 97. Внешне это смесь БМП-2 по корпусу и БМП-3 в части башни, которая осталась практически без изменений.
Сравнение с западными аналогами
Если взглянуть на M2 Bradley и Warrior, становится очевидно, что БМП-3 держит удар. Американский Bradley, более тяжёлый и защищённый, выигрывает в бронезащите и имеет встроенный ПТУР TOW, но уступает «тройке» в мобильности и плавучести. Британский Warrior отличается хорошей живучестью и высокой скоростью на ровной местности, но его 30-мм пушка менее универсальна против бронетехники, чем 100-мм орудие БМП-3 с возможностью стрельбы управляемыми снарядами.
БМП-3 оказалась компромиссом: она легче, быстрее, более проходима, но при этом вооружена не просто пулемётом или автоматической пушкой, а полноценным танковым орудием с управляемыми снарядами.
Модульность конструкции и модернизации последних лет ещё больше усилили этот эффект: новые версии получили цифровую систему управления огнём, средства связи и защиту от РЭБ, что делает их конкурентоспособными даже в сравнении с новейшими западными БМП, вроде шведской CV90 или немецкой Пумой (нем. Schützenpanzer Puma).
На современном этапе БМП-3 остаётся основой мотострелковых подразделений российской армии. В 2024–2025 годах Минобороны РФ заключило несколько крупных контрактов на поставку модернизированных машин с улучшенной броней, системой дистанционного управления оружием и усовершенствованными средствами связи. Поставки включают как новые машины с конвейера, так и глубокую модернизацию ранее находившихся в эксплуатации БМП-3.
Владимир Щербаков
Читайте актуальные новости Донецка, ДНР и СВО в социальных сетях:Телеграм | Дзен | ВК | Одноклассники
Обратиться в редакцию «Блокнот Донецк»