Донецк Воскресенье, 14 сентября
Общество, сегодня, 16:05

«Выжил после выстрела в голову из танка»: офицер рассказал о потерях ВС РФ при штурме Угледара

Фосфор, мины, танки и потеря памяти — как офицер прошёл ад войны и вернулся

Под Угледаром весной 2023-го его взвод оказался в самой мясорубке. Серая полоса леса, за которой — укрепрайоны противника. Владимир Земсков, позывной «Любер», командовал штурмовой группой «Шторма». Теперь он подробно рассказывает о том, как всё происходило: от первых дней на передовой до момента, когда его тело уже считали трупом.

«В первый день по нам отработали фосфором. Красиво — но смертельно», вспоминает он. Уже тогда стало ясно, что впереди будет не просто бой, а выживание.



Угледар. Вид с высоты птичьего полёта

От фанатских «забивов» до фронта

Свою военную дорогу Владимир выбрал не сразу. Семь лет кадетского корпуса имени Шолохова, попытка поступить в училище в 2015-м, срыв. «Почувствовал вкус гражданской жизни», — признаётся он. Годы между корпусом и училищем прошли в уличных драках:

«У меня порядка 30 лесных боев, не считая городских. Нос ломали, но мы победили — значит, не зря», — вспоминает Владимир.

На второй попытке училище он всё-таки закончил. После выпуска он попал на Сахалин, в полупустую бригаду, которая после начала СВО была переброшена в зону боевых действий. «Комбат на лечении был, зам на лечении, ещё кто-то на лечении… — вспоминает Земсков. — Батальон фактически доукомплектовывали уже там, на месте. Меня втянули, пришлось сразу вникать в работу, взвод формировали из новых контрактников и мобилизованных».

По словам «Любера», обеспечение на старте оставляло желать лучшего. «Жгутов не хватало, — признаётся он. — Привозила мне их в том числе бывшая девушка». Через три месяца укомплектованный батальон был готов к работе на передовой.

Штурм Угледара

Начало было относительно тихим — Успенка, тыловые задачи. Но со временем батальон стал боеспособным и его бросили под Угледар.

«Мы должны были штурмовать Новомихайловку, но задачу отменили. Мне поручили проложить маршрут по минному полю. Четыре сапёра шли впереди, а я должен был запомнить дорогу для колонны. Страшно было так, что ноги сводило», — говорит офицер.



Так происходило разминирование

После подготовки — штурм. Колонна зашла в лесополосу. По плану три группы должны были заходить одновременно, но левая и правая не продвинулись. «Мы оказались в незакрытом полукольце. Получали люлей со всех сторон».

Снайперы били прицельно. «Я видел его позицию — что-то вроде деревенского туалета на кладбище. Метров 700. Пули свистели так, что казалось, воздух режет».

Огонь шёл без перерыва: миномёты, пулемёты, снайперы. Сначала прилетела мина — одного разорвало полностью. Потом гранатомётчика сожгло снарядом. Тело было чёрным, как манекен. Такое не забудешь.

Выстрел из танка

И всё это время по ним работала бронетехника противника. Кульминацией боя стал момент, когда по позиции Владимира прозвучал выстрел из танка.

«Когда парни увидели выстрел по моей позиции, начали кричать: «Люберт — 200-й!» Они думали, что всё, конец. А я взял рацию и сказал: «Не-не, я не «200-й», я «300-й». И отключился», — рассказывает Земсков.

Его лицо было залито кровью, сознание путалось. Очнулся он уже в машине эвакуации. Последнее, что помнил перед комой, — кто-то держал его голову. В пункте эвакуации попросил воды — не пил неделю — и снова ушёл в темноту.



Так проходила реабилитация и восстановление


Три месяца вне жизни

Два месяца комы, ещё месяц без сознания. Очнулся в Питере. «Я не помнил, что я солдат. Не помнил, что был на Украине». Первой его навестила мать, но видеть он мог только глазами — в горле стояла трубка, в животе — цистома.

«Когда уже смог говорить, рассказал невесте, что в коме нам сыграли свадьбу. Просил найти кольцо, потерял. Я много бредил».



Владимир с невестой, которая все время была рядом

К декабрю 2024-го сознание восстановилось. Владимир начал писать книгу «Штурм Бахмута», вдохновлённую воспоминаниями и книгой Госта Юнгера.

«Хотел показать людям, что даже в аду можно выжить. И нельзя ставить на себе крест», — подвёл черту Владимир Земсков.

История завершилась победой. 3 октября 2024 года, почти год назад, Минобороны РФ сообщило об освобождении Угледара. Хотя первые сообщения о контроле над центральной частью Угледара поступили уже 1 октября. Именно после этого начался вывод украинских подразделений, часто ночью и через заминированные бойцами ВСУ же участки.





Так выглядел Угледар по завершению боевых действий

Продвижение продолжилось и в 2025 году. 8 июня российское командование заявило о выходе подразделений на западную границу ДНР и начале боевых действий уже на территории Днепропетровской области. Там же был освобождён ряд приграничных сёл, а к середине июня взят и удержан населённый пункт Петровское, что позволило закрепиться на новых рубежах. Фронт уже сдвинулся на десятки километров западнее, а Южный Донбасс оказался полностью за российскими силами.

Ранее «Блокнот Донецк» рассказал, что Россия перегруппирует войска для полного освобождения ДНР.

Владимир Щербаков


Читайте актуальные новости Донецка, ДНР и СВО в социальных сетях:

Телеграм  |  Дзен  |  ВК  |  Одноклассники

Обратиться в редакцию «Блокнот Донецк»





Новости на Блoкнoт-Донецк
ДонбассДНРДонецкСВОштурмфронтбойвыстрелранениекомаистория
0
0