«Черная птичка» на Октябрьской: в Донецке сняли на видео редчайшую «Чайку»
 
                                    
                                    Читайте также:
- Редкое оптическое явление в небе наблюдали жители ДНР (04.10.2025 18:02)
- Модифицированные БМП-3 и БМД-2 поступили в российскую армию (12.09.2025 15:28)
- Бойкий птенец краснокнижного баклана потерялся на мариупольском побережье (02.08.2025 08:56)
Настоящий тяжёлый люкс советской эпохи внезапно появился на улицах города
Усталость от текущей повестки порой заставляет обратить внимание на те детали, которые внезапно вырываются из привычного ландшафта. В объективы дончан попал объект, который является не просто ретро-автомобилем, а живым, хотя и крайне редким, свидетельством былой эпохи, демонстрирующим уровень, ранее недоступный абсолютному большинству.
Речь идет о ГАЗ-14 «Чайка», замеченном в районе автостанции «Яма». Машина в идеальном косметическом состоянии стояла рядом с мойкой на пересечении улиц Октябрьской и проспекта Труда. И этот автомобиль не просто стар, он — настоящий советский «тяжелый люкс», созданный для элиты и правительства СССР.
Неизвестно, всё ли сохранилось в заводском исполнении, как и то, кто хозяин данного транспорта. Тем не менее, машина вызвала настоящий фурор в сети. И неспроста. Разберёмся, почему «Чайка» - настоящий феномен на дорогах Донецка.
История и эксклюзивность ГАЗ-14
ГАЗ-14 «Чайка» – это не просто седан, это вершина советского представительского автомобилестроения 70-80-х годов. Разработка нового поколения началась еще в конце 60-х, а серийный выпуск на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) шел с 1977 по 1988 год.
Что же делает автомобиль таким особенным, особенно на улицах Донецка? Каждая «Чайка» собиралась практически вручную. Да, это повышало качество сборки, но в то же время лишило машину массовости: за все годы производства «наклепали» чуть более 1100 штук: было изготовлено всего 1114 экземпляров ГАЗ-14, по некоторым данным — 1115, если считать незаконченный экземпляр. К тому же, машина действительно доставалась только высшим чинам. «Чайка» была единичным, штучным товаром, предназначенным для высшего эшелона власти: первых секретарей обкомов и крайкомов, министров, глав ведомств, а также для дипломатических представительств.
Оснащалась шестиметровая «птица» восьмицилиндровым V-образным двигателем объемом 5.5 литра ЗМЗ-14. Грубо говоря, это тот же ЗМЗ-13, что устанавливался на предыдущую ГАЗ-13 «Чайка», только раскрученный с 195 до 260 л.с. Двигатель модифицировали настолько, что предыдущий узнать совсем сложно. Ко всему этому, еще и трёхступенчатый «автомат», малодоступная коробка передач для обычных граждан, ведь практически весь отечественный автопром тогда держался на МКПП.
А чего стоит салон машины… непостижимая для советского гражданина климатическая установка «Denso», акустика и радиоприёмник рижского радиозавода «Radiotehnika», магнитофон «Вильма». Все диваны были оббиты дорогим велюром, так ещё и с подогревом. Были даже стеклоподъемники. Роскошь, одним словом, только массажа не хватало. Единственное, что связывало машину с пусть и богатым, но всё таки рабочим классом, это приборная панель от ГАЗ-3102 «Волга», которую, к слову, запустили под конец производства «Чайки» - в 1982 году.
Конец эпохи
Производство ГАЗ-14 прекратили в 1988 году. Причиной этого стало не техническое устаревание — хотя к концу 80-х машина уже не могла конкурировать с лучшими западными образцами, — а политические изменения. В стране началась так называемая «борьба с привилегиями», инициированная М. С. Горбачевым. «Чайка» стала одним из ярких символов партийной роскоши, с которым решили показательно бороться.
По личному указанию Горбачева, было уничтожено не только производство, но и вся техническая документация, оснастка, чертежи. Заводчане в 1988 году не просто прекратили выпуск, они буквально вычеркнули «Чайку» из промышленной истории страны. Такой был указ сверху. Разобрали и уничтожили даже готовые автомобили, в том числе, тот самый 1115-й экземпляр. С тех пор до наших дней дошли лишь осколки былого величия – на одном из популярных агрегаторов в продаже только семь таких машин на всю страну. Притом относительно недорого: от 1 до 5.5 млн. рублей. Сейчас за эти деньги из нового можно купить либо отечественный автопром, либо какого-нибудь китайца.
	
	
Потому и появление такой машины в Донецке, особенно в нынешней ситуации, вызывает как минимум удивление, ибо большая часть сохранившихся «Чаек» находится в частных коллекциях, используется на парадах или служит экспонатами музеев. А тут машина стоит на улице, рядом с СИЗО и автостанцией.
Владимир Щербаков
Читайте актуальные новости Донецка, ДНР и СВО в социальных сетях:Телеграм | Дзен | ВК | Одноклассники
Обратиться в редакцию «Блокнот Донецк»
 
 
     
         
                         
                         
                         
                         
                        








