Донецк Пятница, 22 ноября
Общество, 15.05.2024 15:51

Пережила вторую войну: бабушка из Мариуполя в ДНР воссоединилась с сестрой

Бабушка пережила ад в Мариуполе, но вернулась ради сестры и любви к своему городу


С 2014 года у нас в обществе сложилось негативное отношение к слову «переселенец». Множество «заукраинцев» сбежали из Донбасса, переехав во Львов да Киев и «патриотично» финансировали ВСУ. К слову, некоторые из них возвращаются или уже вернулись – не так уж хорошо там, в куевах, оказалось. О них мы обязательно поговорим на страницах «Блокнота Донецк». Но сейчас поговорим о тех Людях с большой буквы, которые тоже были вынуждены покинуть родной город – и вернулись несмотря ни на что, дабы воссоединиться со своей семьей.

История о том, как судьба разлучила, а потом позволила соединиться двум сестрам – Людмиле и Ольге Шульгиным похожа на кинодраму – но со счастливым финалом.



Момент встречи сестер после двух лет разлуки Фото: «Народный фронт»

Вторая война

Гремела Мариупольская наступательная операция. Русские войска взяли бывший город Жданов, ставший впоследствии цитаделью нацистского «Азова»* в клещи с двух сторон. Позже портовый город был окружен.

По скоплениям нацистов отрабатывали «вертушками», самолетами, обстреливали крупным калибром с кораблей. А те все глубже прятались в жилую застройку – за спины мирных жителей.

Линия огня приближались к уютной пятиэтажке в Приморском районе.

Для Людмилы Ивановны это была вторая война. Первую она застала в трехлетнем возрасте и тогда в город тоже пришли нацисты – как и в 2014-м – но только немецкой национальности. А вот шевроны практически не отличались.

Не отличалась и методика «обороны» украинскими военформированиями города. Они сделали из Мариуполя «фестунг» - крепость. Именно эту концепцию предложил Гитлер весной 1944 года, когда стало понятно, что «тысячелетний» Третий рейх не протянет и года.

О тех мирных жителях, которые против воли оказались в «фестунге» ни бесноватый фюрер, и его идейные последователи из Киева не заботились.



Фото: «Народный фронт»

Снова бомбежки

Жизнь для узников «фестунга» превращается в кошмар по мере приближения наступающей армии. Особенно, когда обороняющиеся видят в тебе не соотечественника, которого нужно защищать, а «ватныка» и «колорада», которого можно пристрелить.

Пока можно было жить в своей квартире, Людмила Ивановна была там. Ждала русских.

«Постоянно «прилетало» - то с потолка посыплется, то с окон. Укроешься одеялом от страха и думаешь – только бы ничего не попало в тебя», – вспоминает собеседница.

Скоро в многоквартирном доме не осталось и окон, ни крыши. Воздух буквально раскалялся от пуль, мин и ракет. Вместе с соседями Людмиле Ивановне пришлось уйти в подвал.

Связь с младшей сестрой Ольгой к тому времени была потеряна. Она тем временем была на даче недалеко от моря, где как могла пряталась от обстрелов и выживала.

В подвале было холодно и голодно, но на головы не сыпался свинец. За водой и пропитанием отправлялись перебежками. Не всегда удавалось что-либо принести. Не все, кто выходил наружу возвращались. Как вспоминала Людмила Ивановна, паренька, отправившегося за водой, позже нашли застреленным. Наверное, какой-то ВСУшник заподозрил в нем «сэпаратыста».



С волонтерами Фото: «Молодежное крыло»

Вторая эвакуация

Во время пребывания в подвале время течет невыносимо медленно. Но когда вокруг бушует война, выбор есть только в одном: или сидишь дальше, или уходишь.

18 апреля, когда Мариуполь был уже практически освобожден, Людмила Ивановна решилась:

«Я терпела до последнего и не уезжала. С вечера мы ложились и не знали, проснемся ли утром – пришлось принимать срочное решение».

Украинские нацисты из «Азова»* и прочие недобитые «пидроздилы» были заперты на «Азовстали», но продолжали накрывать город из крупных калибров – снарядов на заводе Рината Ахметова было припасено более чем достаточно.

В еще гремящем городе бабушке удалось встретить наших военных, которые провели ее до безопасного места.

Это была вторая в ее жизни эвакуация, ведь первая состоялась еще во времена Великой Отечественной. Тогда маленькой девочке пришлось бежать из родного города вместе братиком. Ее он тогда не пережил…



В Уфе Фото: «Народный фронт»

В Уфе хорошо, конечно…

На точке сбора и эвакуации было множество автобусов, направляющихся в разные концы необъятной России. Почему-то она выбрала тот, который направлялся в далекий Башкортостан.

Сначала был автобус, потом Ростов, поезд и Уфа. Она радушно приняла бабушку из Мариуполя, всю жизнь до этого работавшую телеграфисткой. Пенсионерку разместили сначала в пункте временного размещения «Связист», а после – в Октябрьском доме-интернате для престарелых.

Но даже будучи в безопасности, тепле и сытости, Людмила Ивановна не могла отделаться от мыслей о сестре Ольге. Выжила ли она и ее дочь в мариупольском аду? Даже надеясь на удачу, она попросила волонтеров найти родственницу.

Как оказалось, сестра ее тоже искала. И благодаря добровольцу поискового сообщества «Юг» Александру Янченко из Ростова-на-Дону, спустя полтора года разлуки родственницы смогли друг друга найти и пообщаться по видеосвязи.

Наблюдая за трогательным общением родственниц, директор интерната, где жила Людмила Андреевна, обратилась в Народный фронт и попросила организовать встречу двух сестер.

Сама же бабушка уже в тот момент приняла решение вернуться в родной город, где прожила всю жизнь.



Эмоции били через край Фото: «Народный фронт»

…но дома лучше

Долгий обратный путь бодрая бабушка, пережившая две войны, перенесла стойко. Волонтеры Молодёжного крыла движения отвезли Людмилу Ивановну на поезде в Ростов-на-Дону, где ее встретили уже активисты из Донецка и сопроводили в Мариуполь. На Родине семья наконец-то воссоединилась.

«Дочка моя делала запрос – обратилась к ребятам из Донецка, которые занимались переселенцами. два года не могли найти ее ни среди живых, ни среди погибших. Но я чувствовала, что она жива! Считала часы до встречи! Я настолько счастлива, у меня выросли крылья! Дай Бог вам здоровья! Всем большое спасибо!», – поблагодарила волонтеров Ольга Шульгина, встретив, наконец, старшую сестру.


Фото: «Народный фронт»

Родные подготовились ко встрече с родным человеком: отремонтировали квартиру Людмилы Андреевны, – дом серьезно пострадал от обстрелов, но уже почти восстановлен и пригоден для проживания.

Теперь сестрам предстоит много дел – восстановление документов, хлопоты по дому и поход в поликлинику. Ольга Шульгина хочет, чтобы старшая сестра наконец-то смогла заняться своим зрением и вылечить глаза.

Алексей Руцкой


* «Азов» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» (другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов») запрещено на территории России.


Больше новостей читайте в нашем Телеграм-канале

Написать в редакцию «Блокнот Донецк» и сообщить о вашей проблеме можно по ссылке

Новости на Блoкнoт-Донецк
Новости ДонецкДНРМариупольвоссоединениеосвобождение Мариуполя
0
1