Краеведческий музей,
30.05.2023 15:02
«МакеДония» – не только государство в Европе, но и сложные взаимоотношения Донецка с Макеевкой
Фото для иллюстрации. Изображение из соцсетей Александра Чушкова
Читайте также:
- Донецкого краеведа и журналиста Анатолия Жарова наградили посмертно: медаль теперь в музее (26.05.2023 08:28)
- «Зеленое сердце» Донбасса: как был создан Великоанадольский лес (18.05.2023 09:30)
- Живая надпись, поцелуи и слезы, машины 40-х и Моторола: как в Сталино и Донецке отмечали День Победы в разные годы (09.05.2023 11:29)
Почему жители Червоногвардейского района считают себя дончанами и откуда пошло прозвище «МакеДония».
Исторически сложилось, что оба населенных пункта существуют с давних времен. Макеевка была ранее известна как Слобода Дмитриевка, названная в честь, тогда полковника, а позднее и генерала Дмитрия Ивановича Иловайского. На месте современного Донецка стоял поселок Александровский рядом с угольными рудниками.
Портрет Дмитрия Ивановича Иловайского в экспозиции Новочеркасского музея Донского казачества, вверху справа
Тогда, массовой добычи угля еще не велось, а сами поселения были очень маленькими. Только с прибытием в регион Джонатана Хьюза (Джона Юза), начался активный рост промышленности. При нем угледобыча стала востребованной, так как он приступил к строительству металлургического завода и железнодорожной линии.
Сохраняя статус рабочих поселков, они разрослись до невообразимых по тем временам размеров. В Дмитриевском жило порядка 20 тысяч человек, а в Юзовке больше 70 тысяч. Эти цифры были значительно больше, чем в губернских городах.
Фото: Донецкое географическое общество. Юзовка 1911 г., а сейчас Ворошиловский район Донецка
В 1917 году, статус города был присвоен обоим поселкам. Уже тогда было ясно, что оба находятся в положении активного роста и могут разрастись до крупнейших населенных пунктов региона. Вплоть до 1922 года Буденновский район был подчинен Дмитриевскому городскому совету.
Естественный рост Дмитриевска шел в направлении Ясиноватой, но в 1927 году, на заседании Сталинского окружного комитета, был поднят вопрос о тяготении Дмитриевска к городу Сталино.
Фото: Донецкое географическое общество. Объявление, с упоминанием поселка Дмитриевское, как Донецкого Чикаго
«Тяготение г. Дмитриевска к г. Сталино становится все более очевидным. Предрешая дальнейшее стремление к объединению двух родственных городов по промышленным признакам… Вынесение города в сторону г. Сталино встречает полное сочувствие населения», – такой текст содержится в постановлении заседания, обнаруженного краеведом и журналистом Анатолием Жаровым.
По сути именно с этого момента начинается история «МакеДонии», ведь города начали постепенно сближаться. Этому способствовало расположение населенных пунктов и сходная деятельность – и там и там занимались металлургией и добычей угля.
Троллейбус в районе Ганзовки, на границе между Донецком и Макеевкой
К 1970 году, граница между Макеевкой и Донецком уже стерлась. Об этом напоминают только дорожные указатели и разница в состоянии дорожного полотна. Между ними ходит большое количество городского транспорта, в том числе и троллейбусы.
В 1972 году был принят Генеральный план строительства Донецка. На срастании городов настаивали Василий Миронов, руководитель горисполкома, и первый секретарь областного комитета Владимир Дегтярев. Однако особого продвижения не вышло – Дегтярев ушел в отставку в 1976 году.
Но на этом история не заканчивается, ведь в 1976 году, в публикации «Вечерний Донецк» появилась статья от имени заслуженного строителя Украинской ССР, начальника Донецкого областного производственного управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Л. Тарасенко, о строительстве Донецкой Кольцевой Дороги.
Статья в газете Вечерний Донецк с авторского сайта «Донецкий» журналиста Дмитрия Ясенова.
«Трасса соединительной дороги с севера на юг тоже начинается от Ясиноватского путепровода, пересекает земли совхоза «Спартак» между поселками Минеральное и Яковлевка, реку Кальмиус, трамвайную линию Центр Макеевки – Красногвардейский район, железную дорогу Кальмиус – Щегловка, Макеевское шоссе между Ботаническим садом и поселком Ганзовка, территории бывших шахт «Ганзовка» № 1 и имени 1 Мая, поселки Чумаковской обогатительной фабрики и шахты № 9 «Капитальная», автомобильную дорогу на шахту № 12–18», – напечатано в оцифрованной копии указанного выпуска с авторского сайта «Донецкий» журналиста Дмитрия Ясенова.
«Восточный сектор трассы с обходом Макеевки, начинается, как и предыдущие, у Ясиноватского путепровода, используется объездная дорога вокруг Ясиноватой, от путепровода севернее Ясиноватой идет на юго-восток по границам полей севооборота совхоза «Криничанский», пересекает канал Северский Донец – Донбасс, железнодорожные линии Ясиноватая – Криничная и Никитовка – Иловайск, проходит восточнее поселка Ханженково. Западнее Харцызска, после пересечения с дорогой Макеевка – Харцызск трасса восточного обхода изменяет направление на юго-запад, проходит вдоль высоковольтной линии, мимо шахт № 12 и № 8 «Наклонная» и в районе отвалов Чумаковской ЦОФ примыкает к описанной выше трассе соединительной дороги», – также говорится в оцифрованной копии указанного выпуска с авторского сайта «Донецкий» журналиста Дмитрия Ясенова.
По сути построена была только первая из двух линий. Это возвращает к начальному вопросу о Червоногвардейском районе. Линия объездной, отсекает порядка 70% этого макеевского района в пользу Донецка.
Предполагаемая карта объездной в газете Вечерний Донецк с авторского сайта «Донецкий» журналиста Дмитрия Ясенова.
В том же 1976 году пытались продвинуть инициативу по строительству донецкого метрополитена. Его ветки, по генеральному плану, захватывали определенные территории Макеевки. Это перешло и в новый, существовавший при Украине генеральный план развития города, но денег на это не хватило. Стройка метрополитена замерзла.
Фото: Яндекс.Панорамы
Сами же жители Червоногвардейского района считают себя «недоДонецком», ведь практически все они работают в столице ДНР, ездят туда за покупками, пользовались услугами ж/д вокзала и пользуются автовокзалом.
В некоторых случаях, чтобы быстрее попасть в отдаленные места Донецка, жителям столицы ДНР приходилось выезжать на «Гвардейку» и пересаживаться на более удачный маршрут. Так, что вопрос объединения городов, скорее касается переподчинения определенных территорий Макеевки, оттуда и родилась «МакеДония».
Рогатый террикон, Гвардейка. Фото: pauluskp.livejournal.com
Данный вопрос поднимался при украинской власти, но мэр Макеевки Мальцев был противником такого решения. Распространено мнение, что он просто не хотел лишаться доходов от шахт, расположенных на этих территориях.
Не исключено, что и сейчас вопрос объединения может быть поднят. Ведь при России это может выгодно отразиться в первую очередь на Донецке, так как во многом города РФ получают дотации соизмеримые площади и количеству населения. И чем больше будет Донецк, тем более развита его экономика.
Исторически сложилось, что оба населенных пункта существуют с давних времен. Макеевка была ранее известна как Слобода Дмитриевка, названная в честь, тогда полковника, а позднее и генерала Дмитрия Ивановича Иловайского. На месте современного Донецка стоял поселок Александровский рядом с угольными рудниками.
Портрет Дмитрия Ивановича Иловайского в экспозиции Новочеркасского музея Донского казачества, вверху справа
Тогда, массовой добычи угля еще не велось, а сами поселения были очень маленькими. Только с прибытием в регион Джонатана Хьюза (Джона Юза), начался активный рост промышленности. При нем угледобыча стала востребованной, так как он приступил к строительству металлургического завода и железнодорожной линии.
Сохраняя статус рабочих поселков, они разрослись до невообразимых по тем временам размеров. В Дмитриевском жило порядка 20 тысяч человек, а в Юзовке больше 70 тысяч. Эти цифры были значительно больше, чем в губернских городах.
Фото: Донецкое географическое общество. Юзовка 1911 г., а сейчас Ворошиловский район Донецка
В 1917 году, статус города был присвоен обоим поселкам. Уже тогда было ясно, что оба находятся в положении активного роста и могут разрастись до крупнейших населенных пунктов региона. Вплоть до 1922 года Буденновский район был подчинен Дмитриевскому городскому совету.
Естественный рост Дмитриевска шел в направлении Ясиноватой, но в 1927 году, на заседании Сталинского окружного комитета, был поднят вопрос о тяготении Дмитриевска к городу Сталино.
Фото: Донецкое географическое общество. Объявление, с упоминанием поселка Дмитриевское, как Донецкого Чикаго
«Тяготение г. Дмитриевска к г. Сталино становится все более очевидным. Предрешая дальнейшее стремление к объединению двух родственных городов по промышленным признакам… Вынесение города в сторону г. Сталино встречает полное сочувствие населения», – такой текст содержится в постановлении заседания, обнаруженного краеведом и журналистом Анатолием Жаровым.
По сути именно с этого момента начинается история «МакеДонии», ведь города начали постепенно сближаться. Этому способствовало расположение населенных пунктов и сходная деятельность – и там и там занимались металлургией и добычей угля.
Троллейбус в районе Ганзовки, на границе между Донецком и Макеевкой
К 1970 году, граница между Макеевкой и Донецком уже стерлась. Об этом напоминают только дорожные указатели и разница в состоянии дорожного полотна. Между ними ходит большое количество городского транспорта, в том числе и троллейбусы.
В 1972 году был принят Генеральный план строительства Донецка. На срастании городов настаивали Василий Миронов, руководитель горисполкома, и первый секретарь областного комитета Владимир Дегтярев. Однако особого продвижения не вышло – Дегтярев ушел в отставку в 1976 году.
Но на этом история не заканчивается, ведь в 1976 году, в публикации «Вечерний Донецк» появилась статья от имени заслуженного строителя Украинской ССР, начальника Донецкого областного производственного управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Л. Тарасенко, о строительстве Донецкой Кольцевой Дороги.
Статья в газете Вечерний Донецк с авторского сайта «Донецкий» журналиста Дмитрия Ясенова.
«Трасса соединительной дороги с севера на юг тоже начинается от Ясиноватского путепровода, пересекает земли совхоза «Спартак» между поселками Минеральное и Яковлевка, реку Кальмиус, трамвайную линию Центр Макеевки – Красногвардейский район, железную дорогу Кальмиус – Щегловка, Макеевское шоссе между Ботаническим садом и поселком Ганзовка, территории бывших шахт «Ганзовка» № 1 и имени 1 Мая, поселки Чумаковской обогатительной фабрики и шахты № 9 «Капитальная», автомобильную дорогу на шахту № 12–18», – напечатано в оцифрованной копии указанного выпуска с авторского сайта «Донецкий» журналиста Дмитрия Ясенова.
«Восточный сектор трассы с обходом Макеевки, начинается, как и предыдущие, у Ясиноватского путепровода, используется объездная дорога вокруг Ясиноватой, от путепровода севернее Ясиноватой идет на юго-восток по границам полей севооборота совхоза «Криничанский», пересекает канал Северский Донец – Донбасс, железнодорожные линии Ясиноватая – Криничная и Никитовка – Иловайск, проходит восточнее поселка Ханженково. Западнее Харцызска, после пересечения с дорогой Макеевка – Харцызск трасса восточного обхода изменяет направление на юго-запад, проходит вдоль высоковольтной линии, мимо шахт № 12 и № 8 «Наклонная» и в районе отвалов Чумаковской ЦОФ примыкает к описанной выше трассе соединительной дороги», – также говорится в оцифрованной копии указанного выпуска с авторского сайта «Донецкий» журналиста Дмитрия Ясенова.
По сути построена была только первая из двух линий. Это возвращает к начальному вопросу о Червоногвардейском районе. Линия объездной, отсекает порядка 70% этого макеевского района в пользу Донецка.
Предполагаемая карта объездной в газете Вечерний Донецк с авторского сайта «Донецкий» журналиста Дмитрия Ясенова.
В том же 1976 году пытались продвинуть инициативу по строительству донецкого метрополитена. Его ветки, по генеральному плану, захватывали определенные территории Макеевки. Это перешло и в новый, существовавший при Украине генеральный план развития города, но денег на это не хватило. Стройка метрополитена замерзла.
Фото: Яндекс.Панорамы
Сами же жители Червоногвардейского района считают себя «недоДонецком», ведь практически все они работают в столице ДНР, ездят туда за покупками, пользовались услугами ж/д вокзала и пользуются автовокзалом.
В некоторых случаях, чтобы быстрее попасть в отдаленные места Донецка, жителям столицы ДНР приходилось выезжать на «Гвардейку» и пересаживаться на более удачный маршрут. Так, что вопрос объединения городов, скорее касается переподчинения определенных территорий Макеевки, оттуда и родилась «МакеДония».
Рогатый террикон, Гвардейка. Фото: pauluskp.livejournal.com
Данный вопрос поднимался при украинской власти, но мэр Макеевки Мальцев был противником такого решения. Распространено мнение, что он просто не хотел лишаться доходов от шахт, расположенных на этих территориях.
Не исключено, что и сейчас вопрос объединения может быть поднят. Ведь при России это может выгодно отразиться в первую очередь на Донецке, так как во многом города РФ получают дотации соизмеримые площади и количеству населения. И чем больше будет Донецк, тем более развита его экономика.
Иван Акульшин
Новости на Блoкнoт-Донецк