Донецк Понедельник, 22 июля
Общество, 05.07.2024 11:51

Принудительная деприватизация в ДНР: люди все те же, только квартирный вопрос их испортил

«Блокнот Донецк» провел журналистское расследование и выяснил, почему в ДНР не арестовывают виновных за незаконное массовое «ограничение» прав на недвижимость.


В «Блокнот Донецк» с мая 2024 года посыпались массовые обращения законных собственников и наследников жилья из ДНР о том, что они получают уведомления из Росреестра ДНР о невозможности распоряжаться своим имуществом. В качестве основания в своем уведомлении Росреестр ДНР опирается на закрытое постановление Комитета обороны за подписью главы ДНР Дениса Пушилина №341 от 29.09.2022, которое было добыто и опубликовано нами в первой части нашего расследования: «В ДНР обкатывают схему по отъему жилья у 60% населения большой России».

После этого глава ДНР Денис Пушилин 21 июня 2024 года подписал Указ № 307, согласно которого внес поправки в  Положение к Указу  № 299 от 18 августа 2023 года и… фактически окончательно ограничил, или можно сказать лишил граждан РФ, проживающих в ДНР, прав на имущество, которое попало в перечень «ограниченных». Причем прав на имущество, которым люди владели ранее на законных основаниях.


Глава ДНР Денис Пушилин утверждает, что таким образом он исправил «техническую ошибку» и теперь, права граждан не нарушены.

Но если внимательно читать строчки всех указов, получается все совсем наоборот. На деле новыми поправками в Положение № 299 в пункт 16.1 лишь было доведено начатое до логического конца. И теперь, специально созданная комиссия по управлению государственным имуществом будет распределять то, что по «технической ошибке» попало в государственную собственность. Но определять не то, чтобы вернуть человеку права на его квартиру или дом, а дать ли его же собственность в аренду платную либо безоплатную, либо в иное управление.


«Рассматривает правовые акты и другие решения, концессионные соглашения, договоры и соглашения, предусматривающие передачу имущества в безвозмездное пользование, аренду, доверительное или иное управление, заключаемые органом государственной власти Донецкой Народной Республики», - так звучит пункт 16.1 указа № 299.

А новый указ вносит в этот пункт всего лишь небольшую поправку в том, что решать судьбу имущества, попавшего в перечень по «технической ошибке», будет та самая комиссия по управлению госимуществом.

И ни слова о том, что жилье будет передано в собственность людям. Получается, что никто гражданам права на их недвижимость возвращать не собирается? Им лишь дадут право жить в их квартирах, которые ранее им принадлежали, пока комиссия не примет решения о пригодности жилья. Разрушить и построить ипотечное жилье на его месте, и\или переселить гражданина из центра города к «черту на кулички» из собственного жилья – теперь это компетенция этой комиссии, а права собственности на жилье и другую недвижимость для чиновников ДНР, как оказалось, не помеха.

Любопытно, что принудительная деприватизация в ДНР проходит на основе регионального закона, аналог которого, еще на стадии проекта, в России был отклонен в первом чтении в 2003 году по причине несоответствия Конституции РФ и Федеральным законам.

Фото: заключение комитета Госдумы по собственности по поводу законопроекта о деприватизации
Фото: Заключение комитета госдумы по собственности касательно законопроекта о принудительной деприватизации, скрин с сайта, полный текст на сайте

Любопытно и то, что администрация главы ДНР можно выразиться – обманула депутата Государственной Думы Петра Толстого, который искренне уверен в том, что глава ДНР отменил злосчастное постановление 341. А тем временем на протяжении всего периода и по настоящее время жители Республики бесперебойно получают уведомления о том, что их права на регистрацию их собственности ограничены, т.е. права как были нарушены, так и остаются нарушены по настоящее время.


Фото: ответ депутата Госдумы Петра Толстого о том, что постановление № 341 отменили, предоставлено пострадавшими
Фото: ответ депутата Госдумы Петра Толстого на коллективное обращение  о том, что постановление № 341 отменили, предоставлено пострадавшими

А тем временем на протяжении всего периода и по настоящее время жители Республики бесперебойно получают уведомления о том, что их права на регистрацию их собственности ограничены, то есть права как были нарушены, так и остаются нарушены по настоящее время.

Также ранее мы описывали истории, которые подтверждают, что перечень пополняется и сейчас, а основным критерием, по которому отбираются адреса – социальный статус собственника. Если собственник относится к социально-незащищенному слою населения – он в зоне риска.

Крайнее обращение, которое поступило в редакцию от жителя Горловки. В нем говорится о том, что он получил уведомление из Росреестра ДНР о том, что его права на жилье ограничены. И хоть само уведомление датировано 18 июня 2024 года, получил он его на руки 1 июля в местном МФЦ. То есть получил такое уведомление уже после того, как Глава ДНР выпустил указ, которым якобы юридически устранил «техническую ошибку».

Фото: Уведомление из Росреестра ДНР

Фото: Уведомление из Росреестра ДНР от 18.06.2024 года, предоставлен Алексеем Петровичем

Как так вышло, что постановление 341 не отменили? И как получилось, что вопреки Конституции РФ у граждан России в ДНР чиновники принудительно практически отняли права собственности на недвижимость и уперто отказываются их возвращать, а самое главное, почему данные действия остаются безнаказанными, разбирался «Блокнот Донецк».

И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Бытие 3:1



«Согласно ст. ст. 71 пунктов «в», «о» и 76 Конституции Российской Федерации, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также гражданское законодательство находятся в ведении Российской Федерации, и по таким предметам ведения принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. При этом обращаем внимание, что в абзаце 10 пункта 2 статьи 235 ГК РФ прямо предусмотрено, что национализация, т.е. обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, производится на основании закона, причем имеется в виду не любой закон, а федеральный закон поскольку речь идет об отношениях, регулируемых гражданским законодательством, которое согласно пункту 2 статьи 3 ГК РФ состоит только из федеральных законов», - так начинается Заключение Госдумы РФ по проекту федерального закона № 194102-3 «Об обращении имущества в государственную собственность (национализации)», который в итоге после первого же чтения был отклонен Государственной Думой.

Отметим, что в России до сих пор нет федерального закона, дающего кому-либо права принудительной деприватизации.

То есть, другими словами, так как деприватизация может входить в компетенцию исключительно высшего руководства РФ, местные чиновники в регионах не имеют права вмешиваться в данные процессы и своими нормативными документами регулировать вопросы деприватизации в одностороннем порядке. Законопроект, который мог бы дать такое право главе ДНР Денису Пушилину, был отклонен. Мало того, по настоящее время в России нет федерального закона об обращении имущества в государственную собственность, а это говорит о том, что в России на высшем уровне нет даже разговора о принудительной деприватизации, не говоря уже нормах права.

Конечно, можно попробовать все спихнуть на переходный период в ДНР, на который ссылается глава ДНР, давая комментарии в СМИ, однако переходный период ни коим образом не позволяет региональным чиновникам противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Стоит также напомнить, что на основании Указа Президента РФ от 19 октября 2022 г. N 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» в ДНР введено военное положение.

На основании ч.7 п.2.ст.7 и ч.5 ст.18 Федерального конституционного закона РФ «О военном положении» исключительно на основании указа Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, применяются меры по изъятию в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества.

На основании п.2 ст. 15 упомянутого закона, исключительно на основании указов Президента РФ органы исполнительной власти субъектов РФ привлекаются для применения мер, предусмотренных п. 2 ст.7.

На основании п.1. ст.18 в период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами.

За два дня до вхождения ДНР в состав РФ 28.09.2022г., Народным Советом ДНР был издан Закон № 422-IIHC «О некоторых вопросах обращения имущества в собственность Донецкой Народной Республики». В этом законе указан перечень имущества, которое может быть подвергнуто принудительной деприватизации. Среди перечня, который касается имущества имеющего стратегический характер, есть пункт о возможности деприватизации имущества в целях обороны. Как мы уже писали в абзаце выше, в России подобный механизм, реализованный в ДНР был отклонен еще на уровне законопроекта, ну и, учитывая военное положение, такие решения - по изъятию имущества в целях обороны входят в компетенцию Президента РФ, но никак не губернатора - руководителя субъекта РФ.

На следующий день, в День Референдума за вхождение ДНР в состав России 29.09.2022г. Государственным комитетом обороны ДНР на основании упомянутого выше закона было издано постановление № 341 «Об утверждении перечня имущества обращенного в государственную собственность ДНР». Этим документом Главой ДНР Денисом Пушилиным на принципах единоначалия был утвержден перечень объектов недвижимости, которые в целях обороны автоматически были обращены в государственную собственность, а права граждан на регистрацию данной собственности ограничены.

Делался этот закон, как утверждают сегодня чиновники, под нужды – избавиться от бесхозного, брошенного имущества украинских олигархов, расположенного на территории ДНР. А на деле в этот перечень вошла собственность социально-незащищеннных слоев населения: пенсионеров, вдов участников СВО, родителей участников СВО, инвалидов, многодетных семей и т.д. Об этом «Блокнот Донецк» писал на основании обращений жителей в редакцию и предоставленных ими документов.

Конечно, можно сказать, что все это было ДО вступления ДНР в состав РФ и Народный Совет ДНР, а также Глава ДНР имели на описанные действия все права. Поспорить с этим нельзя. Да, действительно, они имели право принимать нормативные акты, связанные с деприватизацией, основываясь на законы и Конституцию ДНР, учитывая то, что Республика была отдельным государством. Но, изучив все нормы в России, можно сказать, что они не имели права применять эти документы и начинать ими пользоваться, будучи уже в составе РФ.

А все потому, что согласно п.3. ст.4 ФКЗ от 4 октября 2022 года N 5 «О принятии в Российскую федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики»: «Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются».

Следовательно, закон № 422-IIHC «О некоторых вопросах обращения имущества в собственность Донецкой Народной Республики» от 28.09.2022 и постановление Комитета обороны ДНР № 341 от 29.09.2022 противоречат ст.35, 71,72 и 76 Конституции РФ, Гражданскому Кодексу, федеральным законам и должны были быть признаны чиновниками ДНР недействующими на основании п.3. ст.4 ФКЗ от 4 октября 2022 года N 5 «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики».


И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. Бытие 3:6

Однако после вступления ДНР в состав Российской Федерации ни закон, ни постановление не были признаны недействующими и по настоящее время используются в ДНР для проведения принудительного обращения имущества граждан РФ, проживающих в ДНР, в государственную собственность без их добровольного на то согласия и обязательных компенсаций.

Постановление № 341 не было обнародовано и по настоящее время граждане ДНР не владеют полной информацией ни о причинах изъятия имущества, ни о том, почему им не выплачена компенсация. А о том, что они не имеют права распоряжаться своим имуществом, люди узнают из Уведомления Росреестра РФ по ДНР, после подачи своих документов на переоформление согласно российского законодательства.

Мало того, 21.06.2024 г. главой ДНР был издан Указ № 307, согласно которому внесены поправки в Положение «Об образовании коллегиального органа по вопросам управления и распоряжения объектами государственного имущества» утвержденного Указом Главы ДНР № 299 от 18.08.2023.

И, как мы уже писали выше, согласно новым поправкам, внесенным в п.16.1 этого положения, имущество, вошедшее в перечень утвержденный постановлением № 341 от 29.09.2022, приватизированное, приобретенное собственниками путем купли – продажи, полученное в дар либо унаследованное, имущество будет теперь этим же собственникам передаваться в аренду, либо в безвозмездное пользование, либо в другой вид управления, по решению этого самого коллегиального органа, как госимущество, так как другим видом имущества комиссия не компетентна распоряжаться.

Кроме этого, видимо для убедительности, чиновники вовлекли в процесс деприватизации, основанный на нормативных актах ДНР, противоречащих Конституции РФ, активистов отделения Народного Фронта в ДНР – организацию, учредителем которой является Владимир Путин. Теперь активисты уговаривают граждан добровольно выслать свои права собственности в администрацию Главы ДНР, оперируя тем, что, якобы, людям вернут их права на недвижимость.


Фото: скрин с официального сообщества Народного Фронта ДНР

Фото: скрин с официального сообщества Народного Фронта ДНР

Правда, в каком пункте говорится о том, что комиссия полномочна вести какие-то проверки и кому-то что-то возвращать, общественники не говорят. Оно и не удивительно, ведь такого пункта не существует.

Да даже если бы и существовал, то, скорее всего, эти действия не вписались бы в общее правовое поле Российской Федерации.


И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Бытие 3:4, 3:5


Но пока, вместо исполнения российского законодательства, в ДНР используются те указы и положения, которые издавал глава ДНР, как Председатель Государственного Комитета обороны ДНР в период «до» вхождения Республики в состав Российской Федерации.

Дошло до того, что даже в Прокуратуре ДНР перестали понимать иерархию власти.

В качестве доказательства – ответ прокурора от 17.01.2024 года в котором он в качестве единственного основания, из-за которого не передал заявление гражданки в Генпрокуратуру по компетенции для возбуждения уголовного дела, приводит Указ главы ДНР от 03.04.2022 года №121 «О Государственном комитете обороны ДНР».




Фото: ответ прокурора г. Макеевки от 17.01.2024, предоставлен Лилией Витальевной
Фото: Ответ прокурора  города Макеевки от 17.01.2024, страница 1, предоставлено Лилией Витальевной

В Приложении 2 ст.5 к данному указу написано: 

«В случае если постановления ГКО ДНР вводят иное правовое регулирование общественных отношений, чем установленное действующими законами и иными нормативными правовыми актами, применяются такие постановления ГКО. Постановления и распоряжения ГКО являются обязательными для исполнения всеми гражданами, государственными органами, организации независимо от формы собственности».



Фото: Ответ прокурора г. Макекеевки от 17.01.2024
Фото: Ответ прокурора  города Макеевки от 17.01.2024, страница 2, предоставлено Лилией Витальевной

Получается, судя по ответу прокурора г. Макеевки, советника юстиции, данное основание по настоящее время позволяет отменять действие федеральных законов, Конституции РФ и указы Президента РФ на территории ДНР.


Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. 3:12


Мало того в Конституции ДНР есть норма, которая разрешает не соблюдать федеральные законы. В статье 46 Конституции ДНР говорится:

«В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Донецкой Народной Республики, принятым вне пределов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, действует нормативный акт Донецкой Народной Республики»

Однако распределение государственной собственности – вопрос совместного ведения РФ и субъекта на основании ст. 72 Конституции РФ. Отметим, что на основании Конституции РФ ст.71 и 72 существуют ведение РФ и совместное ведение с субъектом РФ.

То есть, есть вопросы, которые решаются единолично руководством Российской Федерации и есть вопросы, которые решаются совместно с регионом. Однако эти решения не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Но, что тогда подразумевает Народный Совет ДНР под вопросами, которые находятся вне ведения РФ и совместного ведения? Что может быть вне ведения руководства России? Только то, о чем они не знают и то, что не регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. Что не может контролировать и о чем не может знать (до поры до времени) руководство РФ? Неужели, это то, что противоправно и противозаконно?

Следовательно, в ДНР ст.46 Конституции ДНР чиновники закрепили за собой право безнаказанно совершать действия противоречащие Конституции РФ и федеральным законам.

И это в противоречии п.3. ст.4 ФКЗ от 4 октября 2022 года N 5 « О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики» согласно, которого «Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются».

То есть можно предположить, что статьей 46 Конституции ДНР Народный Совет пытается отменить норму федерального конституционного закона за подписью Президента РФ Владимира Путина.

И стали они как боги, знающие добро и зло и решили они, что ни Путин, ни Конституция РФ, ни федеральные законы для них не авторитет.


И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. Бытие 3:22


Но каков мотив? Когда на одной чаше весов мега инвестиции, а на другой права граждан, то возникает конфликт интересов и далеко не каждый способен устоять перед искушением. Ведь человек по своей сути грешен. Это видимо, и произошло в ДНР.

Отметим, что глава ДНР Денис Пушилин возглавляет Инвестиционный комитет на основании своего Распоряжения от 05.06.2023. Среди инвестпроектов – в том числе строительство ипотечного жилья. Этот же комитет решает вопрос о приостановке финансирования проектов, о их доработке, определяются места, где будут эти объекты построены.

Исходя из положения дел, невольно можно предположить, что в ДНР помехой для мегапроектов и мегаинвестиций являются граждане, которые живут не всегда в выгодных для инвесторов домах и районах. И, по логике, самый идеальный способ решить эту «проблему» - обратить имущество граждан в государственную собственность и распоряжаться им как своим по собственному произволу через комиссию по управлению государственным имуществом.

Указанная ситуация вылилась в конфликт интересов, который привел к тому, что имущество граждан РФ, проживающих в ДНР попало сначала в закрытый перечень и, практически обращено в государственную собственность без указов Президента РФ, без обязательных компенсаций предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами, без согласия самих собственников недвижимости и без всякого предупреждения.

С другой стороны, начиная с 21 июня 2024 года, на основании указа главы ДНР № 307, которым были внесены поправки в указ № 299 от 18.08.2023, Денис Пушилин, который не входит в состав комиссии по управлению госимуществом, своим указом определяет правила и условия, которыми руководствуется эта комиссия при принятии решений. А учитывая, что эти указы подписаны главой, получается именно он ограничивает комиссию и не дает ей возможности отдать имущество людям обратно? То имущество, которое было отнято по заведомо недействующим указам, законам и постановлениям. Напомним, в соседней же ЛНР подобные указы были отменены после вхождения в состав РФ, так как противоречат нормам и законам РФ.

А в ДНР, либо для лоббирования интересов инвесторов, либо в иных целях, либо по глупости, около 290 тысяч объектов недвижимости одним росчерком пера были отняты. Пока что - безвозвратно. И, несмотря на обещания решить проблему, в настоящее время глава ДНР уверят через федеральную прессу россиян, утверждая, что вопрос юридически урегулирован и права граждан не нарушены. Только сами жители до сих пор не могут ничего сделать со своим имуществом. А принятые изменения противоречат тому, что в устной форме публично заявляет глава ДНР Денис Пушилин. Хотя, может есть какой-то секретный документ, который всю деприватизацию отменяет.


А теперь о том, как должны были поступить чиновники в ДНР в этой библейской истории, чтобы не быть изгнанными из рая



Народный Совет ДНР должен был на основании п.3. ст.4 ФКЗ от 4 октября 2022 года N 5 « О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики» согласно, которого «Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются» поставить на опубликованном документе № 422-IIHC «О некоторых вопросах обращения имущества в собственность Донецкой Народной Республики» штампик «недействующий».

Именно так решили вопрос в ЛНР сразу после вхождения в состав РФ, в котором также был издан подобный закон. Кстати, текст закона  в ЛНР один в один Постановление № 341 от 29.09.2024 года.

Фото: скрин с сайте Народного Совета ЛНР
Фото: скрин с официального сайта Народного Совета ЛНР

Штампик «недейтсвующий» на законе автоматически бы решил вопрос о действии постановления 341 от 29.09.2022, следовательно, недействующими бы стали и новые нормы, которые установил Денис Пушилин указом 307 от 21.06.2024. 

Однако по непонятным причинам Народный Совет бездействует. Можно предположить, что бездействие это связано именно с 46 статьей Конституции ДНР и Указом главы ДНР № 121 от 03.04.2022, согласно которых чиновники ДНР могут не придерживаться норм российского законодательства, если вопрос находится вне ведении властей РФ. Можно предположить, что постановление 341 было скрыто от общественности именно для того, чтобы держать руководство России вне ведении вопросов с недвижимостью.


Фото: Постановление ГКО №341 от 29.09.2022

Фото: Постановление ГКО №341 от 29.09.2022

Однако бездействие Народного Совета никак не ограничивает главу ДНР. Он также мог признать, и закон, и постановление – недействующими, и просто их игнорировать. Было бы достаточно банального заявления в СМИ с пояснениями о том, что нормативные акты недействующие и использование постановления №341 и прилагаемого перечня Росреестром ДНР «техническая ошибка», которая будет исправлена. А еще он мог предупредить Росреестр ДНР о незаконности их действий и уголовной ответственности. Но вместо этого все-таки продолжили пользоваться заведомо недействующими нормативными актами, изданными в ДНР еще до вхождения Республики в состав РФ.


Фото: Постановление ГКО №341 от 29.09.2022

Фото: Постановление ГКО №341 от 29.09.2022

Мог отреагировать на происходящее и сам руководитель Росреестра РФ по ДНР, ведь он лучше всех знаком с действующим законодательством входящим в перечень его компетенций. Но и он, закрыв глаза на то, что документы, на основании которых незаконно ограничиваются права жителей ДНР на жилье, противоречат нормам РФ. А вместо того, чтобы принять волевое решение, включается в большую игру. Наверное - в обмен на благодарственные письма.


И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима Огненного и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. 3:24


В этой истории кроме пострадавших граждан из социально незащищенных групп населения есть еще одна сторона, чьи интересы и права, похоже, не совсем хотят соблюдать в ДНР – Президент РФ, который является гарантом Конституции РФ согласно ст. 80 указанного документа.

Как можно назвать неподчинение Конституции РФ, федеральным законам и Президенту России? Как можно назвать непризнание иерархии власти чиновниками ДНР?

Эти вопросы привели к тому, что становится непонятным кто сегодня в ДНР законная власть, кому подчиняться? 

Сегодня жители ДНР примерно также как и перед СВО, и перед принятием Республики в состав РФ, ждут реакции от Президента России, который единственный имеет право выразить недоверие происходящему в ДНР и показать, кто в России власть и что ДНР – это Россия фактически, а не только на бумаге.


P.S. В данном расследовании изложена вероятная версия событий, которая нам показалась самой реалистичной, однако окончательное слово за Президентом РФ, ФСБ РФ и Генеральной прокуратурой России в чью компетенцию входит оценка и принятие решений в подобных вопросах и без которых невозможно поставить точку в этой трагической истории.

Юлия Скубаева


Больше новостей читайте в нашем Телеграм-канале

Написать в редакцию «Блокнот Донецк» и сообщить о вашей проблеме можно по ссылке

Новости на Блoкнoт-Донецк
Новости Донецкадеприватизация в ДНРВладимир Путинглава ДНРдеприватизация ФСБрасследование Блокнот Донецк
2
2