Донецк Среда, 11 декабря
Общество, 08.12.2023 13:23

Психолог из ДНР рассказала о том, как успокоить ребенка после обстрела

Как помочь ребенку пережить стрессовую ситуацию.


Из-за боевых действий люди Донбасса живут в постоянном стрессе, во время прилетов снарядов страх каждого жителя ДНР усиливается в сотни раз, при этом реакция у всех разная. Редакция «Блокнот Донецк» обратилась к педагогу-психологу из столицы ДНР Галине Бондарь с просьбой дать рекомендации, как родителям и преподавателям вывести из «ступора» или остановить детей во время критической ситуации.

«Во внезапно возникшей экстремальной ситуации первая эмоция, которая возникает – это страх. Это естественная реакция любого живого существа, помогающая ему мобилизоваться для самосохранения. Но иногда страх бывает такой силы, что человек перестает контролировать свои действия, не может логически мыслить, принимать разумные решения, возникает шок, истерика или паника, В таком состоянии человек почти не имеет шансов спасти себя и своих близких. Наоборот, находясь в хаотическом возбуждении, он может даже бежать в сторону опасности. Эти состояния имеют различные названия: «острая реакция на стресс», «острые шоковые реакции», «кризисные реакции» и т.д. Сами по себе они не влекут далеко идущих последствий, т.е. – человек не «сходит с ума», во всяком случае, надолго. Эти реакции проходят в течение нескольких минут, часов, максимум – дней» – рассказывает Галина Бондарь.


На фото: педагог-психолог Галина Бондарь

Формы острых реакций на стресс разделяют на гиперкинетическую и гипокинетическую. «Блокнот Донецк» рассмотрел с донецким педагогом-психологом эти понятия простыми словами.

В первом случае – это «двигательная буря», когда поведение таких людей теряет целенаправленность, на фоне быстро нарастающей тревоги, страха возникает хаотическое психомоторное возбуждение с беспорядочными движениями, бесцельными метаниями, стремлением куда-то бежать, ориентировка в окружающем нарушается, продолжительность двигательного возбуждения невелика. Оно, как правило, прекращается через 15-25 мин.

Во втором случае отмечается заторможенность реакций. Для этой формы характерны состояния резкой двигательной заторможенности, доходящей до полной обездвиженности и мутизма (онемения, невозможности вступить в контакт с окружающими), такие люди обычно остаются на том месте, где возникла эмоция страха, они безучастны к происходящему вокруг, взгляд устремлен в пространство, продолжительность ступора от нескольких часов до 2-3 дней.

Для того чтобы побороть острую реакцию на стресс у ребенка, оказавшегося в экстремальной ситуации, педагогам и родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- при возникновении экстремальной ситуации взрослому необходимо взять под контроль свои слова, интонацию голоса, действия и поступки, иными словами «взять себя в руки»;

- если напряжение продолжает нарастать, выполняйте с ним дыхательную гимнастику – глубоко медленно вдыхайте и медленно выдыхайте воздух, следите за тем, как ребенок выполняют упражнение;

- создайте ситуацию безопасности: обнимите ребенка и постарайтесь объяснить, что происходит, определить его чувства и эмоции, ведь когда эмоцию осознаешь, она перестает существовать. Например: «Я вижу, что ты боишься. Это действительно страшно, все бояться, но это все скоро благополучно закончится»;

- детям старшего возраста можно дать какие-либо поручения. Например, держать фонарь, что-то подносить, быть ответственным за воду и тому подобное – именно в таком случае остаётся минимальный посттравматический стресс.


Фото для иллюстрации

Если же у ребенка наблюдается защитная реакция организма – ступор, необходимо массировать пальцами точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками. Ладонь свободной руки положить на грудь, подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. Говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции ребенка, вывести его из оцепенения. В случае неэффективности предпринятых мер, возьмите ребенка за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.

Когда наблюдается излишнее двигательное возбуждение используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под «мышки», прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает: «Тебе хочется что- то сделать, чтобы это прекратилось. Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего». В разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («не бегай», «не размахивай руками», «не кричи»).

При проявлении страха положите руку ребенка себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!». Дышите глубоко и ровно, побуждайте ребенка дышать в одном с вами ритме. Если ребенок говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие. Сделайте ему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Если у ребенка появилась неконтролируемая нервная дрожь, усильте ее: возьмите ребенка за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 секунд, при этом продолжайте разговаривать с ним. После завершения реакции необходимо дать возможность ребенку отдохнуть. Желательно уложить его спать.

Если попав в экстремальную ситуацию ребенок плачет, установите с ним физический контакт, возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове, дайте ему почувствовать, что вы рядом. Не старайтесь успокоить ребенка, дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя тревогу, страх, обиду.


Фото для иллюстрации

Данные действия по минимизации острой реакции на стресс применимы также ко взрослым людям. Ведь помогая другому в критической ситуации, вы действуете, т.е. являетесь в этот момент не пассивной жертвой обстоятельств, а активным деятелем, что позволяет сконцентрироваться, логически мыслить, искать оптимальный выход из экстремальной ситуации.

Помимо этого, активная позиция в кризисной ситуации помогает в дальнейшем снизить посттравматические переживания и расстройства, часто возникающие у людей в данных условиях.

На проблему безопасности детей не может быть иного взгляда, как на проблему острую, важную, требующую чётких, скоординированных действий всех специалистов образовательного учреждения и семьи. Ведь всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего – для наших детей.

Алена Астахова

Больше новостей читайте в нашем Телеграм-канале

Написать в редакцию «Блокнот Донецк» и сообщить о вашей проблеме можно по ссылке 

 

Новости на Блoкнoт-Донецк
Новости ДонецкаДНРпсихологБондарьстресс
0
1